| ||
Как ни грустно это констатировать, но зачастую многое из того, что пришло к нам из глубин тысячелетий, воспринимается нашими современниками с иронией, если не с насмешкой. Действительно, как поверить, что люди, жившие за много тысячелетий до нас, знали и умели гораздо больше чем мы. И самое главное – не делали из своих знаний тайны! Наши предки передали свои знания нам практически открытым текстом в сказках, песнях, преданиях, обрядах, орнаментальных кодах народной вышивки, ткачества, резьбы по дереву и т.д. Но мы не всегда можем этот текст прочесть. А прочтя – понять. Одним из таких примеров является русская народная сказка «Царевна Лягушка». Начинается эта сказка с того, что: В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына… Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь»… пустил младший брат – попала стрела в грязное болото и подхватила её лягуша-квакуша. Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!» - «Бери! - отвечает ему царь. – Знать, судьба твоя такова». Женился Иван-царевич на лягушке-квакушке, после чего Царь дает своим снохам задания, которые выполняет только лягушка, так как обычному человеку крайне проблематично за ночь испечь хлеб «изукрашенный разными хитростями, где «по бокам видны города царские и с заставами», а тем более соткать за ночь ковёр, изукрашенный златом – серебром, хитрыми узорами. Судя по сказке, Иван-царевич был красив, силён, но не очень умен. И когда его жена явилась на царский пир в образе Василисы Премудрой, да еще и продемонстрировала всем гостям сам акт творения Проявленного мира, создав из остатков вина озеро, а из косточек – лебедей, поплывших по этому озеру, Иван-царевич, вместо того, чтобы призадуматься – кто же его супруга, бежит домой и сжигает в печи лягушечью кожу. Вернулась домой Василиса Премудрая, «хватилась – нет лягушечьей кожи, приуныла, запечалилась и говорит царевичу: «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал?» Если бы ты немножко подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея бессмертного». Обернулась белой лебедью и улетела в окно». Старичок, которого встретил Иван-царевич в поисках жены, объяснил ему, что «Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась; он за то осерчал на неё и велел ей три года квакушею быть». Таким образом Василиса Премудрая (букв. Царица Премудрая) улетела Белой Лебедью к своему отцу – Кощею Бессмертному. Обычно в трактовке этой сказки Кощей Бессмертный – Абсолютное Зло. Но так ли это, коль скоро он Отец Владычицы Мудрости (Василисы Премудрой). И бессмертие его относительно – его смерть на конце иглы, которая находится в яйце, яйцо – в утке, утка в зайце, заяц в ларце, а ларец – на высоком дубе, который «Кощей как свой глаз бережет». Подчеркнём еще раз, что народ хранит в своей памяти только то, что является, безусловно, важным и необходимым для его собственного сохранения и биологического выживания.
Кашьяпа - один из семи великих риши, сын Брахмы. Внук Кашьяпы от его сына Вивасвата – Ману стал прародителем людей. Заметим, что сын Кашьяпы – Вивасват – «сияющий», в ведийской мифологии солярное божество, олицетворяющее свет на небе и на земле, родоначальник людей. Его эпитет Сурья – то есть Солнце. Таким образом, Кашьяпа как бы стоит у самого начала Проявления, у истока движения, пространства, времени. У самого кончика иглы, разворачивающей из ТОЧКИ все это Великое Вселенское Действо. Как ипостась Брахмы он бессмертен. Но бессмертен он только в процессе разворачивания, проявления данной Вселенной. Если процесс останавливается – Кашьяпа умирает, ибо он и есть сам этот процесс. Теперь вернемся к русской народной сказке. Лягушка в ней – персонаж удивительный. Она не только промежуточное звено между небесной Рожаницей и земной женщиной, она Прапредок земных волшебниц – лесных дев в сказке «Пойди туда, не знаю куда» - их бабушка, а в одной из северорусских сказок она Баба–Яга. В древнем заговоре она сидит «на Святом Алатырь – камне, на море Океане, на острове Буяне». Возвращаясь в свой изначальный облик – видимого (проявленного) Света, так как путь в земную жизнь ей Иваном-Царевичем закрыт, она становится Белым Лебедем (Свет в Ведах – «это лебедь на водах»). А Иван-Царевич, в поисках той, которую он сам, своими руками вернул в первозданное состояние, шаг за шагом крушит этот Мир. С корнем вырван Дуб, на котором держится Мир. Это о таких, как он «Мундака Упанишада» говорит: «Две птицы, соединенные вместе, друзья льнут к одному и тому же дереву – Разбит Ларец, о котором говорит «Чхандогья упанишада» так: «Не истощается ларец, внутренность которого воздушное пространство, а дно – земля. Разорван Заяц, образ которого в славянской и древнеиндийской традиции «обнаруживает ярко выраженную связь с архаической и сакральной в своих истоках фаллической символикой». Заяц – это символ реинкарнации ушедших в «мир иной» в новые человеческие существа – «новорожденных детей». Кроме того, и в славянской, и в древнеиндийской традиции Заяц – Месяц, то есть тот, кто принимает души ушедших, очищает их в своем отраженном Свете и возвращает на Землю водой, росой, дождем, снегом. Убита Утка – Мать всех Образов, ткущая на энергетических струнах–нитях ткань Вселенной семицветным проявленным Светом. Вспомним, что гусь – лебедь – утка в гимнах Ригведы ассоциируются с:
Разбито яйцо. Но вспомните, ведь: «В начале всех начал появилось огромное яйцо, вечное, как семя всех существ… В нем подлинным светом был вечный Брахма, чудесный, непредставимый, вездесущий, тот кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального». Именно он, в образе Кашьяпы, начинает разворачивать Вселенную. «Эфир (Брахмо – С.Ж.) высший из элементов… у него есть одно лишь свойство и называется оно звуком… Надо знать пару «звук и касание», двумя этими свойствами, как известно, обладает ветер. Из них свойство, присущее только ветру, есть касание… Свет, как считают, обладает тремя свойствами: звуком, касанием и образом. Из них свойство, присущее только Свету, есть образ»! И ведь именно Кашьяпа начинает организацию пространства – времени, придавая движение потенциальному звуку, заключенному в Точке – Брахмо (Пуруше): «Пространство – первый из (великих) элементов. В личностном это – слух, во внешнем – звук, в божественном – стороны света. Второй из (великих) элементов – ветер; в личностном он известен как осязание, во внешнем – как то, что осязают, а там, в божественном – как Молния. Третьим называют Свет. В личностном это – зрение, во внешнем – «зримая форма, там же, в божественном – Солнце». И, наконец, совершенно последнее деяние – сломан конец Иглы - прекращен процесс проявления. Вселенная уничтожена, так как Кощей (процесс проявления) убит! Сказка сообщает, что Иван–Царевич вернулся домой и жил долго и счастливо. Но вот куда он вернулся – вот вопрос? Ведь того, что было его домом, теперь больше нет. Нет ни отца, ни братьев. Иван-Царевич уничтожил их сам, своими собственными руками, как уничтожил он и всех остальных людей, животных, растения, словом всё, что проявлено в этой Вселенной. Возможно, он оказался в какой-то другой Вселенной, в другом проявлении, в другом облике и, бесспорно, с уже другой Василисой Премудрой. И воистину, прав Александр Сергеевич Пушкин, сказавший: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Урок, преподанный сказкой «Царевна-Лягушка», весьма серьезен. Во-первых, в сказочной форме сообщено о том, как представляли наши далёкие предки саму структуру мирозданья и место Человека в ней. Как выясняется, эти представления абсолютно идентичны тем, что зафиксированы в древних санскритских текстах многотысячелетней давности. В этом контексте становится понятным, почему в ХV – ХVI веках христианские священники на исповеди спрашивали: «Не сказывал ли еси сказок?». Во-вторых, перед слушателями ставятся сложнейшие вопросы духовной нравственности: о свободе выбора жизненного пути, об ответственности за свои деяния, о правомочности счастья за счет несчастья и даже жизни других людей. В-третьих, констатируется, что глупость, тщеславие и бесконечный эгоизм способны уничтожить не только наш хрупкий Земной Дом, но и всю Вселенную. А ответы на все эти вопросы каждый должен давать себе сам, как учили мудрые предки «в зависимости от степени чистоты, реализованной свободой и ответственностью души». |
© 2003-2024, Международный Клуб Учёных |