Образы
водоплавающих птиц — уток, гусей и лебедей —
играют в русской фольклорной традиции
исключительную роль. Зачастую именно утица,
лебедь или гусь маркируют собой сферу
сакрального в обрядовых песнях календарного
цикла. Так, "уточка полевая" или "утка луговая"
— характерные персонажи песен масленицы —
праздника, связанного с культом предков и
заклинанием плодородия грядущего
земледельческого года. В одной из масленичных
песен масленицу называют "белой уткой", в
другой, сибирской, "гусляную" масленицу
провожают своими криками летящие гуси, в третьей
— веселыми криками призывают ее, когда до
масленицы остается один день1.
Но в действительности в это время на данных
территориях нет и не может быть гусей, — их
весенний прилет происходит значительно позднее,
так же, как нет и не может быть гусей-лебедей
перед Рождеством. Однако в песне, записанной П. В.
Шейном в Псковской губернии, поется:
Приходила Коляда наперед Рождества,
Виноградье красно-зеленое мое!
Напала пороша снегу беленького:
Как по этой по пороше
Гуси-лебеди летели — коледовщики, недоросточки
2.
Ей вторит
виноградье из деревни Евсеевская Тарногского
района Вологодской области, записанное Д. М.
Балашовым, Ю. И. Марченко и Н. И. Калмыковой:
Щче-то припевка про гуся, ой
С виноградьем да и вся, да
Виноградиё, ой
Красно-зеленовоё3.
В
волочебных песнях, имевших также ритуальное
значение и считавшихся способом магического
подчинения человеку сил природы, довольно часто
фигурируют гуси-лебеди. Так, в одной из песен,
записанных П. В. Шейном в Псковской губернии, есть
исключительно интересное противопоставление:
Не гуси летят, не лебеди,
Христос воскрес на весь свет!
Имеет смысл
в этой связи вспомнить, что и колядовщики, и
волочебники воспринимались в народной традиции
как воплощение душ предков, которым подавалось
ритуальное подаяние, и связь их с
гусями-лебедями, судя по всему, была не случайной.
Об этом свидетельствует концовка зачина выше
цитированной волочебной песни Псковщины:
Не гуси летят, не лебеди —
Христос воскрес на весь свет!
Идут-бредут волочебники,
Волочебники-полуночники4.
О связи
водоплавающих птиц с тем светом, со смертью
свидетельствуют также русские народные загадки:
На море, на окияне,
На острове Буяне
Сидит птица Юстрица;
Она хвалится, выхваляется,
Что все видала, всего много едала
Видала царя в Москве,
Короля в Литве,
Старца в келье, дитя в колыбели,
А того не едала, что чего в море
недостала.
(Смерть)
Сидит утка на плоту,
Хвалится казаку:
Никто меня не пройдет,
Ни царь, ни царица,
Ни красна девица.
(Смерть)
В таком
последнем весеннем обряде, как "Похороны
Костромы", также целиком связанном с
заклинанием плодородия, обращением к предкам —
подателям плодородия, во Владимирской губернии к
главному персонажу обряда обращались следующим
образом:
Костромушка моя, Костромушка.
Моя белая лебедушка.
У моей ли Костромы много золота-казны,
Костромушка-Кострома, лебедушка-лебеда!5
В песнях
святочных гаданий, предвещающих свадьбу, именно
гуси-лебеди летят через сад-виноград и роняют
золотые обручальные кольца6.
Особенно широко распространены образы серых
гусей и белых лебедей в русских народных
свадебных песнях, где постоянно сравнение
невесты с "лебедью белой", плавающей по "морю
Хвалын-скому", по "Дунаю", восклицающей "на
тихих заводях", "отстающей от стада
лебединого", с серой утицей или с павой, которая,
судя по всему, также мыслилась в русской народной
традиции водоплавающей птицей (утицей или
лебедью). О том, что пава и лебедь в народном
представлении одно и то же и что образ павы имеет
мало общего с павлинами, свидетельствует песня,
записанная в 1958 году в Архангельской области, т.е.
там, где, как и в бывшей Вологодской губернии было
широко распространено изображение пав на
свадебных полотенцах, сарафанах, подолах рубах:
Что на тихой на тишине,
Да на тихой лебединою
Да тут не паванька плавала,
Да не пава перья ронила...7
В то же
время жених, как правило, сравнивается с серым
гусем. Интересно, что стадо гусей, к которому
принадлежит гусь-жених, связано в одной из песен
свадебного цикла, записанной в 1929 году в
Архангельской области, со следующим кругом
образов:
Из-за гор, гор высоких.
Да из-за лесу, лесу темного.
Да из-за садику зеленого.
Из-за садику зеленого.
Да из-за моря, моря синего,
Да поднималась туча грозная.
Да со громами со громучима,
Да с молоньями со палючима,
С молоньями со палючима,
Да с крупным-то частым дождиком,
Со крупным -то частым дождиком.
Да с бурею — со падсрой.
Да со тяжкой-то заметелицей.
Да из-под той-то тучи грозноей
До из-под той-то непроносноей
Вылетало-то стадо гусей
Да стало гусей — серых утичек.
Да во черных гусях — серых утицах.
Во черных гусях — серых утицах,
Да замешалась лебедь белая... 8
В этой
свадебной песне имеется полный набор сакральных
символов пространства и природных стихий. В
пространственные характеристики включаются и
горы, и лес, и сад зеленый, и море синее, т.е. все то,
с чем в песнях свадебного цикла связано
продвижение свадебного поезда, переход из одного
рода в другой, смена невестой своего социального
статуса. Гусиное стадо, членом которого является
жених соотнесено в этой песне с целым комплексом
природных явлений сакральный характер которых
очевиден. Это одновременно и крупный частый
дождичек, и буря, и "грома гремучие", и "молоньи
палючие" и метель, которые приносит с собой
гусиное стадо в образе "тучи грозной". Гуси —
туча, гром, молнии, буря — взаимосвязаны.
Можно предположить,
что столь серьезное отношение к образам
гусей-лебедей в народной песенной традиции,
имеющее достаточно аналогов в русских народных
сказках, может быть объяснено тем, что эти образы
сложились в глубочайшей языческой древности. Об
этом свидетельствуют многочисленные факты. Еще
на праславянских украшениях встречаются
многочисленные изображения лебедей. Они
расположены по сторонам женской фигуры с
поднятыми руками на бронзовом браслете VII в. до
н.э. из клада в Радолинеке близ Познани. На
древнеславянских зольниках, местах ритуальных
костров, археологи находят вырытые в земле
гигантские фигуры лебедей. Древнегреческая
мифология связывает лебедей — священных птиц
Аполлона — с северной окраиной Ойкумены, куда
они ежегодно уносили бога к берегам холодного
Кронийского океана, в земли гипербореев.
Вероятно, прав Б. А. Рыбаков, считая, что
"солнечных лебедей праславянского мира мы
должны рассматривать не как механическое
заимствование античного мифа, а как соучастие
северных племен в каком-то общем (может быть,
индоевропейском) мифотворчестве, связанном с
солнцем и солнечным божеством" 9.
Он отмечает также, что образ женщины, воздевшей
руки к небу, с птицами-утицами по сторонам, очень
архаичный, дожил в северорусской вышивке до
конца XIX века 10. Привески в виде
утицы, гуся и лебедя доживают в славянской
традиции до XII в. А. В. Чернецов отмечает, что
"образы двух птиц наряду с растительным декором
(чаще всего по сторонам деревца) — это
традиционная в древнерусском искусстве
идеограмма райского сада. Это связано с
дохристианским представлением о том, что рай
(ирий) — место, куда улетают птицы" 11.
Что касается ковшей-скопкарей, наливок, чарок,
солониц, охлупней изб и т.д. в форме утки-лебедя,
то все это сохранялось на Русском Севере вплоть
до рубежа XIX- XX веков.
Надо заметить, что в приведенной выше свадебной песне можно найти
довольно прозрачную аналогию древнегреческому
мифу о браке Зевса и Леды, только там
бог-громовержец, уже обретший антропоморфный
облик, в силу своего каприза становится лебедем,
а в восточнославянской (конкретно севернорусской) традиции мы сталкиваемся,
думается, с более архаическим мифологическим
пластом, когда жених и его род — стая гусей и
туча, буря, гром, молния одновременно. Таким
образом, со стаей гусей, а значит и с самим
женихом, ассоциируется весь набор тех сакральных
атрибутов, которые станут впоследствии
принадлежностью только одного бога-громовержца
— обожествленного неба. Так как, судя по всему, у
образов гусей- лебедей общие индоевропейские
истоки, необходимо обратиться к древнейшим
памятникам индоевропейской мифологии —
"Ригведе" и "Авесте", которые, быть может,
объяснят нам истоки культовой, обрядовой роли
этих птиц в восточнославянской традиции.
Общеизвестно то
огромное значение, которое придается гусю-лебедю
в индийской мифологии, теологии и
натурфилософии, где он — символ солнца,
Вселенной, света и неба, вселенской и
индивидуальной души, определенного музыкального
лада — музыки Вселенной. Ю. А. Рапопорт приводит
данные "Чхандогья — упанишады" и "Пуран", где
гусь — воплощение высшего существа и Вселенной.
Исследователь отмечает, что в хорезмийской
концепции происхождения Вселенной есть
свидетельство того, что "изначальное божество,
заключавшее в себе части мироздания,
представлялось в образе водоплавающей птицы"
12. Имя этого божества, объединяющего
в себе мужское и женское начала, небо и землю,
огонь и воду, свет и мрак, — Зарван. Но именно
Зарваном в согдийских текстах буддийского
характера именуется Брахма — творец Вселенной
ведического пантеона, которого в легендах
нередко олицетворяет гусь, являющийся
постоянным спутником Брахмы и его "носителем"
— vahana 13. "Не исключено, —
считает исследователь, — что образ
водоплавающей птицы отражает представление об
изначальности водной стихии, которую в
авестийском пантеоне олицетворяла богиня, чье
древнейшее имя, как полагают, было скрыто за
тройным эпитетом Ардви Суры Анахиты" 14.
Здесь уместно также вспомнить о том, что
спутником великой водной богини ведической
эпохи Сарасвати был гусь, который олицетворял
собой всеохватывающее небо15. Е.
Е. Кузьмина также отмечает, что в индоиранской
мифологии водоплавающая птица выступала
олицетворением и спутницей богини-матери,
связанной с водой, которая часто изображалась в
виде "мирового дерева" с сидящими на нем
птицами, а пара уток была в фольклоре всех
индоевропейских народов символом супружеской
любви16.
Весьма значительную
роль играли изображения водоплавающих птиц
(уток, гусей, лебедей) в скифском искусстве. Д. С.
Раевский отмечает, что эти изображения, как
правило, встречаются на предметах явно
культового назначения, и образ водоплавающей
птицы был в скифском мире устойчивым религиозным
символом, а в сценах инвеституры он являлся
знаком богоданности царской власти17.
На вопрос о том, почему
именно образ водоплавающей птицы стал в иранской
и скифской мифологиях образом телесного мира, Д.
С. Раевский отвечает, что этот представитель
земной фауны обладает способностью
передвигаться во всех трех стихиях — по суше, по
воде и, наконец, по воздуху: "Показательно, что в
"Ахтарваведе" отражено представление о
"тройном" или "утроенном" гусе. Это скорее
всего также связано с толкованием водоплавающей
птицы как символа трех зон мироздания18.
В. И. Коненкова отмечает, что на позднем этапе
кобанской культуры (VII — нач. IV вв. до н. э.) на
Северном Кавказе появляются многочисленные
подвески на длинных цепочках с коньками, оленями,
утицами, которые считаются специфическим
привнесением скифо-савроматов19
. Эти примеры можно было бы продолжить, но для
того, чтобы найти истоки такой древней
цивилизации, вероятно, необходимо обратиться к
древнейшим изобразительным памятникам, в
которых уже в той или иной мере отразилось новое
отношение к гусю, утке или лебедю, как к священной
птице. Опускаясь в глубь тысячелетий, мы
обращаемся к археологическим памятникам эпохи
неолита на Севере Европейской части России.
Именно здесь на рубеже мезолитической и
неолитической поры, в период климатического
оптимума голоцена, когда среднелетние
температуры были выше современных в среднем на
3-4°С20, а лесная зона вышла на
побережье Полярного бассейна, и полоса
широколиственных лесов, составляющая сегодня
200-400 км, была равна 1200-1300 км, на скалистых берегах
Онежского озера и Белого моря появляются
изображения, свидетельствующие о древней
сакрализации образов водоплавающих птиц,
присутствующих постоянно в сценах, имеющих
мифологический ритуальный характер. Это сцены,
связанные с оплодотворением, рождением и
смертью, небесными светилами — солнцем, луной и
звездами. Исключительный интерес представляют
композиции, в которых эти птицы связаны с
антропоморфными персонажами. Такова
распластанная в позе роженицы антропоморфная
фигура, нога которой перерастает в тело гуся, и
уникальное изображение огромного (главного в
композиции т.н. "Весовых следков" на Белом море)
рогатого фаллического персонажа, большой палец
громадной ступни которого соединен с фигурой
лося, а мизинец — с группой из трех водоплавающих
птиц (гусей или уток). Образ водоплавающей птицы,
наряду с образом человека и лося, ведущий в
неолитическом пантеоне жителей севера Восточной
Европы и зафиксированный в петроглифах
Онежского озера и побережья Белого моря,
вероятно, вошел в этот пантеон не только потому,
что утки-гуси-лебеди могут существовать в трех
сферах, но еще и потому, что с их прилетом весной и
отлетом осенью приходило и уходило теплое время
года. Кроме того, и утки, и гуси, и лебеди именно
здесь, на реках и озерах Севера, выводили свое
потомство, и именно здесь эти хитрые и осторожные
птицы, охота на которых довольно трудна,
становились во время линьки совершенно
беспомощными и беззащитными.
О том, какое огромное
количество водоплавающих птиц слеталось на
Русский Север еще в конце XIX в., свидетельствуют
многие источники. Так известно, что западная
часть южного берега острова Новая Земля (между
71-72° с.ш.) из-за обилия там гусей носила название
"Гусиная земля"21. На острове
Колгуеве (в Баренцевом море) в огромных массах
собирались водоплавающие птицы — гуси, утки
всевозможных видов, лебеди, которые прилетали с
юго-запада в конце июня и оставались до середины
сентября. Одна охотничья артель из 10 человек
легко могла добыть в период линьки (за месяц) до 3,5
и даже 5 тыс. гусей и лебедей. В XIX в. ежегодно с
острова вывозилось 6400 кг перьев и пуха и 12 000 кг
лебединых шкур22. Вероятно,
именно эти птицы в самое тяжелое время года, в
межсезонье весны и лета, были для древних жителей
побережья Беломорья, Онежского и других озер и
рек Русского Севера основным источником мясной
пищи, что сыграло не последнюю роль в
сакрализации гуся, утки и лебедя. Вероятно,
сохранившаяся у индигирщиков — русских
старожилов Устья Индигирки — традиция при
добыче линной птицы ("гусеванье") оставлять в
живых и выпускать на волю последнего гуся,
попавшего в сеть, к которому обращались с
просьбой на следующий год привести побольше
своих товарищей, уходит корнями в глубочайшую
неолитическо-мезолитическую древность
Восточной Европы. Хотелось бы отметить, что за
гусями индигирщики ездили только весной, когда
кончались другие припасы. Гусеванье велось
только на молодого гуся, и никогда объектом охоты
не были гуси с выводками23.
Может быть, потому, что такая жестокая охота была
вызвана крайней необходимостью для человека
спасать свою жизнь и жизнь своих близких (в
противном случае была бы неизбежной голодная
смерть многих), люди, осознавая, что, спасая себя,
убивают совершенно беззащитных птиц,
чувствовали свою вину перед ними, и потому еще в
XIX веке в Каргополье считалось грехом есть
гусиное мясо просто так — в обычные дни.
Поклонение священному
гусю-лебедю и утке, сложившееся в глубочайшей
индоевропейской древности, отразилось в гимнах
Ригведы и Авесты, ассоциирующих гуся-лебедя и
бога-творца, гуся-лебедя и Вселенную, гуся-лебедя
и свет, разум, душу, гуся-лебедя и определенный
музыкальный лад — ритм Вселенной. Но и для
восточнославянской фольклорной традиции,
исследователи которой неоднократно отмечали,
что для нее характерна консервация рудиментов
архаичнейших явлений, порой не нашедших
отражения даже в Ведах, характерно такое же
отношение к гусям-лебедям. И так же, как
ведическая традиция связывает водоплавающую
птицу с верховным существом — Творцом мира, так и
записанная в середине XX в. в Русском Устье
космогоническая легенда о сотворении земли
связывает образ творца с уткой-гагарой, причем
эта легенда удивительно близка к ведическому
представлению об акте творения:
"Перво никто не был,
ни людей, никого. Был только дух на небесах, и от
этого духа основался человек, и он там жил, на
небесах. Когда он посмотрел вниз, он увидел море,
а на море плавающую утку-гагару". Когда этот
дух-человек стал разговаривать с этим гагарой,
который тоже был святым, то тот ему рассказал: "Я
стал от белой пены, от морского наводнения, а ты
от чего стал?" — спрашивает. На что получает
ответ: "На небесах есть дух — я от того духа".
Дух спросил гагару, где земля. Гагара ответил, что
земля глубоко в море, и попробовал ее достать, но
ему не хватило силы. Тогда дух дважды прибавил
гагаре силу, и он достал на своей спине землю. Эту
землю дух раздул по свету, так появились горы,
суша и осталось море. Затем дух предложил гагаре
строить престолы. Дух стал строить свой, а гагара
— свой. Но апостолы, которые появились у них,
"чтобы послать куда", сообщили духу, что престол
гагары выше, чем престол духа. Дух посылал к
гагаре одного за другим двух апостолов с
просьбой строить престол не выше своего, но
гагара не согласился. Тогда дух пошел к нему сам и
стал просить гагару о том же, но гагара вновь
отказал. "Я, — говорит, — землю на то поставил".
Дух поспорил с гагарой и, разозлившись, сдул его
престол в море, а сам гагара превратился в
Сатанаила24. Мы видим в этом
тексте и древнее, известное еще Ведам,
представление о творении божественного начала
из морской пены, появившейся or волнения
(пахтания) моря, и христианские привнесения,
превратившие святую птицу в Сатану. И так же, как
ведическая традиция связывает гуся-лебедя-утку с
музыкальным ладом, с сакральными музыкальными
ритмами, так и в восточнославянской традиции
гуси-лебеди тесно связаны с гуслями (часто
крыловидными), с "гусляной" масленицей, с
пением. Эта связь хорошо прослеживается в одной
из предсвадебных песен — песен девичника,
записанной в Архангельской губернии:
Вы где, гуси, были?
Вы где побывали?
Где спали, ночевали?
Мы были у княгини,
Побывали у первобрачной,
Еще что княгиня делает?
Во гусли играет,
Дары снаряжает...25
Интересно,
что в ритуальной народной пляске, сохраняющейся
до наших дней на Русском Севере (в частности, в
Нюксенском районе Вологодской области), основной
шаг (частый, как бы притопывающий по земле)
называется "уточка". В такой пляске, благодаря
постоянным повторам ритмообразующих движений,
создается ощущение некоего
пространства-времени, вне контекста обыденности.
И здесь вновь хотелось бы обратиться к
ведическим аналогиям, где: hansa — гусь, лебедь,
душа, познавшая высшую истину, высший дух,
стихотворный размер; с этим термином связаны и
такие понятия, как: hansa — paksa — крыло лебедя,
название определенной позиции руки в ганце, и hansa
pada — киноварь. Имеет смысл вспомнить, что рабочая
часть ткацкого стана, создающая узор ткани, носит
название "утка" (уток). В ведической традиции
понятие "утка" ткацкого стана связывается с
представлением о мироздании, где нить утка, не
прерываясь, переплетается с основой и образует
узор ткани, в которой основа —
субстанционально-качественная (энергетическая)
нить, а уток расцвечивает основу природы,
осуществляет разнообразие узора ее необъятной,
но единой ткани. Зная о том, что в древнейшей
традиции музыкальный лад, связанный с
гусями-лебедями, творит музыку Космоса, что игра
на гуслях сравнима в этом мифо-поэтическом ряду с
тканьем "мировой гармонии", можно понять,
почему автор "Слова о полку Игореве" связывает
в единый образ "стадо лебедей", поющих
хвалебную песнь старым богатырям и героям, и
"живые струны" гусель, по которым передвигаются
пальцы Бонна, как по нитям основы уток, творя "ткань"
эпической песни. О единстве понятий "узор
ткани" и "узор песни", "ткать ткань" и
"слагать песню" свидетельствует другое
индийское слово prastava, имеющее аналогию в
севернорусском диалектном — "прастава",
"праставка" (вышитая или заполненная ткацким
узором полоса, украшающая рубаху, полотенце и
т.д.). Санскритское "prasiava" означает "хвалебная
песнь"!
О том, что древнейший
языческий культ водоплавающей птицы сохранял на
Руси свое религиозное значение достаточно долго
и был хорошо знаком православному духовенству,
свидетельствует то, что еще в XIV-XV вв. монахи
Муромского монастыря на Онежском озере высекли
христианский крест не только на главном в
композиции "Бесова Носа" изображении Беса, но и
на находящемся на значительном расстоянии от
него изображении лебедя.
Утицы, гуси и лебеди
русской народной вышивки, уткообразные
притужальники ткацких станов, солоницы, скобкари
и братины в форме утки или лебедя, утицы,
венчающие крыши домов, крыловидные гусли и
гуси-лебеди, утицы народных обрядовых песен —
все это свидетельствует об огромной древности и
важности этих архаических языческих образов в
народном мифопоэтическом восприятии мира.
Примечания
1 Календарно-обрядовая поэзия
сибиряков. Новосибирск, 1981. С. 100, 165.
2 Поэзия крестьянских праздников. Л. 1970.
С. 56.
3 Балашов Д. М. и др. Русская
свадьба. М 1985. С. 261.
4 Поэзия крестьянских праздников...С. 322.
5 Там же. С. 132.
6 Там же. С. 132.
7 Русская народная поэзия. Л., 1984. С. 193.
8 Там же. С. 268.
9 Рыбаков Б. А. Язычество древних
славян. М.: Наука, 1981. С. 344, 365.
10 Там же. С. 342.
11 ЧернецовА. В. О декоре купола
Большого Сиона 1486г. СА.№3.1985. С. 104.
12 Рапопорт Ю.A. Космогонический
сюжет на хорезмийских сосудах // Средняя Азия в
древности и средневековье. М., 1977. С. 67.
12 Там же. С, 68
14 Там же. С. 68
15 Там же. С. 61
16 Кузьмина Е.Е.О двух перстнях
Амударьинското клада с изображением парии //СА.
1979. №1 С 44.
17 Раевский Д. С. Очерки идеологии
скифо-сакских племен. М.: Наука, 1977 С. 59-60.
18 Там же. С. 63.
19 КозенковаВ. И. Хронология
кобанской культуры: достижения, опыт, уточнения,
нерешенные проблемы // СА. 1990. №5. С. 84.
20 Палеогеография Европы за последние
100 тысяч лет. М.: Наука, 1982. С 121.
21 Энциклопедический словарь. Изд.
Брокгауза и Ефрона. СПб., 1893. Т. IX А. ;. 923, 934.
22 Там же Т. XV А. С. 665-666.
23 Фольклор Русского Устья. Л.: Наука, 1986.
С. 344.
24 Там же. С. 212.
25 Русская народная поэзия. Л., 1984. С. 240.
|