На главную страницу сайта

   ТАК ЛИ ПРОСТ РУССКИЙ ДЕД МОРОЗ?

© 2005, С.В.Жарникова

...Именно эту реку предлагает в гимне восславить Заратуштре творец Ахура Мазда, говоря: "Это я, Ахура Мазда, их (то есть воды Ардви) произвел: чтоб дом и селенье, округ и страна процветали, чтоб защищать и охранять их, оборонять и оберегать их". Именно Ардви — двойной реке у ее истока приносят жертвы прапредки арьев — солнцеподобный Яма и первый земной царь Пара-дата, имя которого значило "впереди поставленный", "созданный, чтобы быть первым". В Авесте говорится о морозах, снеге и граде, вспаивающих воды Ардвисуры.

Сам Ахура Мазда (Творец Премудрый) просит:

"Снизойди, снова вернись к нам,
О Ардвисура Анахита,
Со звезд на землю, сотворенную Ахурой,
Пусть смелые правители, властители страны,
Пусть сыновья властителей восславят тебя.
Пусть мощные наездники
Просят тебя о владении резвыми конями
И об увеличении славы своей,
Пусть в моленьях своих жрецы
[...] просят тебя о знании, о достижении святости,
О победоносном его превосходстве:
Пусть готовые к браку усердные девушки [...]
Просят тебя [...] о пруспеянии
И о мужественном хозяине дома,
Пусть молодые жены, пусть роженицы
Просят тебя о легких родах:
Ты, ты подашь им все это,
Ибо все это в твоей власти,
О Ардвисура Анахита!"

И, наконец, в том же "Ардвисур-Яште" дано описание того, как выглядит Ардви:

"Всякий может увидеть ее,
Ардвисуру Анахиту,
В образе прекрасной девушки,
Сильной, стройной,
Прямой, высоко подпоясанной,
Знатного рода, именитого,
В нарядном плаще
С обильными складками, златопрядном...
Красуется она серьгами,
Четырехгранными, златокованными;
Ожерельем обвила благородная
Ардвисура Анахита
Прекрасную шею.
Стягивает она стан свой,
Чтобы дивные груди ее восстали,
Чтобы влеклись к ней людские взгляды.
Чело увенчала свое
Ардвисура Анахита прекрасным обручем,
Сотнями самоцветов украшенным, златокованным,
Осьмичастным, словно бы колесница,
Перевитым лентами, чудесным,
С кольцом посредине, искусно сделанным.
В бобровой шубе она,
Ардвисура Анахита,
Из трехсот бобров [...]
Сделанной в должное время;
Меха ослепляют очи смотрящего
Блеском золотым и серебряным".

Именно этой реке — деве поклонялся у ее начала пророк Заратуштра, наставлял его в этом поклонении Создатель Вселенной Ахура-Мазда (аналог древнеиндийского ведического бога Варуны — ночного звездного неба, вод и космического закона "рта" или "арта"). В русской традиции Варуна - Ахур Мазда это Род (Троян - Белее - Святовит - св. Николай), а в его зимней ипостаси — Дед Мороз. Но, отметим, еще в дозороастрийскую и древнеперсидскую верховную триаду, наряду с Ахура Маздой и Митрой, входила богиня вод Apдвисура Анахита. Зима — царство владыки ночного неба, космического закон всех вод во Вселенной — Варуны (Деда Мороза). Митра — бог дня, солнца, огня отступает на третий план. А рядом с Морозом стоит богиня застывших вод, их воплощение Ардвисура. Она действительно Снегурочка, ведь Двина это и текущие воды, и лед, и снег, и туман, и иней — вода во всех ее проявлениях, закрытых снегом.

Таким образом, мы пришли к выводу, что наши далекие предки много тысячелетий тому назад, когда они были не только нашими предками, но и прародителями большинства современных народов Европы, поклонялись Богу Создателю Вселенной — ночному звездному небу у начала своей священной северной реки, несущей воды в Белое (Молочное) море, "имеющее удобные заливы Прошли тысячелетия. Грозный бог ночного неба превратился в Деда Моро. (Санта Клауса), священная богиня вод в Снегурочку. Но все также несет свои воды в Белое море река, которую мы, по прошествии многих тысяч лет, продолжаем называть Двиной — двойной (т. к. "дви" — два на языке древних арьев — санскрите). А у начала Северной Двины, у слияния двух образующих ее рек Сухоны и Юга, находится древний русский город Великий Устюг. Именно он по праву может и должен именоваться "Родиной Деда Мороза", так как именно здесь в глубокой древности и сложился этот образ, воспетый в гимнах Ригведы и Авесты, древнейших памятников культуры всех индоевропейских народов.

Завершая наш анализ исторических корней образа Деда Мороза на Русском Севере, мы можем констатировать, что истоки его уходят в седую общеиндоевропейскую древность и сложение этого образа происходило в северных широтах Восточной Европы не позднее V — IV тыс. до н. э.

В связи с этим традиционный облик Деда Мороза (согласно древнейшей мифологии и символики цвета) предполагает:

  1. Густые серебряные волосы и такую же бороду — символа могущества, сакрального знания, магии, счастья, богатства, благополучия;
  2. Трехпалые перчатки или варежки белого цвета, расшитые серебром, со знаком "сегнерова колеса" — символа вселенского закона и благодати. Такие перчатки (варежки) являются знаком чистоты и святости всего, что Дед Мороз дает из своих рук. (Трехпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу еще с неолита, т.е. V — III тыс. до н.э. Показательны в этом отношении петроглифы Белого моря и Онежского озера, где на скалах выбиты изображения трехпалых людей именно в сценах, имеющих ритуальный, священный характер).
  3. Он одет в длинную белую льняную рубаху, украшенную белыми или серебряными геометрическими орнаментами — символ чистоты и принадлежности к миру богов и предков.
  4. Сверху на рубаху одевается красный или золотой плащ (красный предпочтительней, как более архаический, чем золото, символ связи с миром предков — "тем светом") или красная, вышитая серебряными восьмилучевыми звездами и отороченная лебяжьим пухом шуба. В индоевропейской традиции (и севернорусской тоже) гусь, лебедь — символы неба, высшего знания, души, постигшей истину, души умершего и соединения трех стихий — земли, воды и неба).
    На голове Деда Мороза красная шапка, вышитая серебром и жемчугом. Оторочка из лебяжьего пуха завершается надо лбом стилизованными рогами. К шапке по бокам могут прикрепляться серебряные лунницы. Ожерелье из таких же лунниц может украшать грудь (поверх шубы и рубашки). Пояс белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков).
  5. Сапоги Деда Мороза красные, шитые серебром или серебряные, шитые золотыми нитями.
  6. Хрустальный посох Деда Мороза завершается лунницей с колокольчиками или серебряной головой быка (символы власти над водой, луной и миром предков — подателей плодородия и счастья живым).

Такая цветовая гамма связана с древнейшей индоевропейской символикой цвета, где белое — серебро символ луны, света, святости, севера, воды, сакрального знания, чистоты. Красное — символ жизненной силы, творческого начала, смерти и реинкарнации, огня, золота, "того света".

Хрусталь — символ застывших вод, льда.

Отметим еще раз, что Дед Мороз приходит в мир людей после зимнего солнцестояния (22 декабря), когда, согласно древней ведической мифологии, кончалась Ночь Богов и начинался День Богов — строительство нового временного цикла. Являясь вестником "Утра богов", Дед Мороз вершит божественный суд, подводит итоги прожитого года, воздает всем по заслугам; отсюда наказания и поощрения (подарки).

Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Ва-руне — боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка — воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

С.В.Жарникова
к.и.н. искусствовед, этнолог

<< назад |
Top.Mail.Ru

© 2003-2024, Международный Клуб Учёных
E-mail: info@yperboreia.ru

Яндекс.Метрика