На главную страницу сайта

Объединяющая Гиперборея: АШКЕНАЗА - АШКУЗА - СКИФЫ

© 2005, А.Виноградов

"Северный" символ - Walls of Jericho - из древнейшего еврейского манускрипта.

Вопросы происхождения ряда народов остаются выяснены далеко не полностью. Одним из таких, не до конца проясненных вопросов, является происхождение восточноевропейской группы евреев-ашкенази. По ряду субъективных причин, последнее столетие его изучение велось исключительно за рубежом, что привело к сложению двух основных теорий их происхождения. Согласно наиболее принятой - ашкенази произошли от семитов-сефардов, живших в Римской империи, путем их переселения сначала в Германию, а в XVI веке из Германии и Чехии в Польшу, Литву и Россию.(1)

По другой теории ашкенази - потомки тюрок-хазар, населявших Хазарский каганат (государство в Прикаспии, принявшее в VII веке иудаизм в качестве государственной религии), а после его разгрома в X веке, переселившихся на Русь и затем в Польшу и Германию.(2)

Здесь хотелось бы подробней остановиться на второй из этих концепций, т.к. тюрко-хазарскому происхождению ашкенази противоречит целый ряд фактов. Так на территории, входившей в состав Хазарского каганата, была выявлена археологами датируемая VII-X в.в. - салтово-маяцкая культура, связываемая с аланами.(3) Однако аланы - народ вовсе не тюркский, а ираноязычный и являются предками современных осетин. В эпоху великого переселения народов аланские королевства создавались и в Европе - во Франции, Каталонии, Андалузии и в Северной Африке. Следует отметить, что и само слово "хазар" - иранское и означает "пограничье", что соответствует территории первоначального размещения хазар в Дагестане, т.е. на северной границе Парфии или Сасанидского Ирана. Кроме того, этноним "хазары" упоминается в этом районе (Дербент и Кура) еще в "Истории Армении" Моисея Хорренского в 193-213 г.г.,(4) когда никаких тюрок на Кавказе вообще не было.

Поэтому можно предположить, что основное население каганата говорило на языках иранской группы, а его тюркизация произошла в XIII-XVI в.в. в результате господства кипчаков, ногаев и турок.

Хазария в 737-40 г.г. имела 230 тыс. чел. ополчения, т.е. её население составляло около 1150 тыс. чел., больше чем в Венгрии или Англии. В 787 г. или 802 г. Хазары приняли иудаизм. Считается, что из-за этого в 802-825 г.г. в Хазарии шла гражданская война и война с мадьярами, и Хазария попала в зависимость от Халифата до 854 г. Хазары на Дону были крещены в 860 г. как и Русь, их поселения сохранялись до XII в. В самой Хазарин было сильное влияние мусульман, поэтому в 913 г. армия и флот русов при возврате с Каспия были вырезаны в Хазарии местными мусульманами (потери 30 тыс. чел из 50 тыс. чел). В 922г. от Хазарии отделилась Волжская Болгария (глава её назван Аль-Мушно, но по эпиграфическим сведеньям на самом деле имел имя Михаил), в 932 г. - Хазария разбила алан на Кавказе. В 939-40г.г. киевско-хазарская война привела к отделению северян от Киева, в 941 г. под давлением хазар прошел поход на Византию и были разгромлены русы, потери составили 10 тыс. чел. В 944г. из Хазарии прошло вторжение армии русов в Арран (20 тыс. чел.). Отметим, что в 950 г. у Хазарии было 7-12тыс. чел. профессиональных воинов-мусульман и 4 тыс. чел. иудеев. Киевский князь Святослав в 966 г. имел профессиональную армию в 60 тыс. чел. Для сравнения в 869 г. - в Халифате наемная армия в 70 тыс. чел. стоила 2 млн. динаров (8,5 тонн золота). В 964-66 г.г. Святослав воевал против вятичей, хазар и болгар. В 977-985 г.г. Хазария была подчинена Хорезмом, затем в неё считается, вошли гузы. Но в 985 г. Владимир I воевал с болгарами и хазарами "и козары шед победиа и дань на них положи".

Кроме того, вышеупомянутая теория не отвечает на вопрос, неужели все население Хазарии после ее разгрома бежало на Русь?

Так после похода Святослава на Хазарию в 965 году, как указывают источники, была война Хазарии с Владимиром в 985 г., в 989 г. Хазарию захватили мусульмане- хорезмийцы. (5) Но как свидетельствует великий поэт XII века Низами, Хазария и тогда существовала и была союзником Руси:

"Краснолицые русы сверкали.
Они так сверкали, как магов сверкали огни,
справа были хозары, буртасы же слева,
ясно слышались возгласы, полные гнева.
Были с крыльев исуйцы;
предвестьем беды замыкали все войско аланов ряды.
Посреди встали русы;
сурова их дума:
Им как видно, не любо владычество Рума! "
(6)

* * *

В конце XII в. (в 1174 г.) известный путешественник Вениамин из Туделы упоминает как самостоятельные государства Венгрию, Руссию, землю Печенегов и Хазарию.(7) И в более позднее время иудейское государство существовало в России. Так в онежской былине " Шелкан Дудентьевич" говорится: " Царь Возвяг Таврольевич - Князей бояр жаловал ... Да Щелкана Дудентьевича И на дворе не случилосе, Да уехал Щелканушко Во землю жидовскую, Ради дани и выходу." (8) Это событие относится к моменту раздачи уделов ханом Золотой Орды Узбеком и получения Шевкалом Твери, же к 1320м годам. То есть, в это время Хазария была одним из вассальных княжеств. Окончательно же Хазарию добили татары в XVI веке.

Остается неясным, зачем хазарам вообще было бросать в X в. местности, не пострадавшие от боевых действий - старинные торговые города Дагестана, Крыма, Прикубанья. Незачем, да и вытеснить оттуда хазар никто не мог, торговое же значение эти города сохраняли вплоть до XVI в. А если они не были брошены, то, вероятно, прямые потомки хазар-христиан, мусульман, иудеев, должны были остаться.

В районе древних хазарских городов Дагестана и Северного Азербайджана живут таты (джухур) - народ, говорящий на отдельном иранском языке. Особенностью, отличающей их от соседей, является то, что они исповедуют три религии - христианство, ислам и иудаизм (эту часть соседи называют горскими евреями или даг - чуфут). Сам термин "тат" заимствован из древнетюркского языка, где означал " земледелец, платящий налоги (в отличие от тюрок)", (во множественном числе "татары"). В среднеазиатских оазисах население тюрками именовалось "татабы"- "народы-земледельцы". В политике тюркские каганы осуществляли лозунг -"Нет тюрка без тата", а ведь в Хазарии правила тюркская династия. (9)

Численность их определялась по-разному. Так в 1890-е годы татов насчитывалось 135 тысяч человек, а горских евреев - 21 тыс. чел. В 1926г. численность татов определена в 29 тыс. чел, а горских евреев в 26 тыс. чел. Но таты переписью 1926 г. полностью не были учтены, по переписи населения Азербайджанской ССР 1931г. татов числилось свыше 60 тыс. (По переписи 1926г. на татском языке говорило 125 тыс. чел.) Переписью 1937 г. численность татов определялась в 56,975 тыс. чел, а горских евреев в 14,41 тыс. чел.(10) Как писал Вс. Миллер: "Современные горские евреи не сохранили ни письменных, ни устных преданий о своем приходе на Кавказ. Они вполне уверены только в том, что происходят от евреев, которые были выведены из Палестины еще ассирийскими царями и не участвовали в построении нового храма в Иерусалиме."(11) Это согласуется с наличием хазар в Азербайджане и Дагестане (где и сейчас живут таты-горские евреи) во II в.н.э. В отличие от Восточного Кавказа, Крым и Причерноморье уже в X в. вошли в состав Византии, а затем Золотой Орды, Крымского ханства, Италии и Турции, что естественно сказалось на процессе этногенеза. Однако и здесь сохранились национальные группы, которые можно считать потомками хазар. Это потомки христиан - так называемые мариупольские греки, т.е. лица, исповедующие по мнению турок-осман греческую веру. Численность их составляла в 1778г. - 30 тыс. человек, в 1926г. - 98 тыс. чел. Потомками хазар-иудеев являются караимы, говорившие на ногайском языке, в Симферополе-Ялте (численность в 1926г. -9,0 тыс. чел., в 1937г. - 3,5 тыс. чел.) и крымчаки - крымские евреи, в Ялте (численность в 1926г. - 6,5 тыс. чел, в 1937г. - 6,1 тыс. чел.).

Мусульманское население Крыма называлось крымскими татарами. Однако исследования XIX века показали, что крымские татары делились на три группы: степных и южнобережных, слившихся в один народ и говоривших на ногайском языке, самоназвание степных татар было - ногай (вероятно они потомки ногайцев, кочевавших в степях Причерноморья), а также предгорноюжнобережных татар, говоривших на османском языке, распространившиеся с XVI в, и живших на южном берегу Крыма. Самоназвание их было - таты. Численность татов в Крыму составляла в 1926г. - 54 тыс. чел. (12)

* * *

Все эти этнические группы жили в области южного берега и гор Крыма, которая еще в XIII-XVI в.в. (до завоевания ее турками) называлась Газария. Следует отметить, что куда более малочисленный чем хазары народ православных крымских готов сохранял свой язык еще в конце XVII в., а на Кавказе в XIX в., когда он обрусел. Таким образом, хазарское население Причерноморья никуда не делось, а дало начало новым народам. Об этом говорит и тот факт, что как указывали исследователи прошлого века: "У кавказских евреев существует и доселе смутное воспоминание, что у них когда-то была своя царская династия на Кавказе. Даже евреи, живущие в Гиляне, уверяли с гордостью, что их предки владычествовали на Кавказе, но затем были вытеснены магометанами."(13) (Но не русскими).

Это убеждение, противоречащее принятым с XIX в. идеям разгрома Хазарии Святославом в 965 г., согласуется с источниками X в. Так Макдиси сообщает: "Слышал я, что ал-Мамун нашествовал на них (хазар) из Джурджании (Горгана), победил их и обратил к исламу. Затем слышал я, что племя из Рума, которое зовется Рус, нашествовало на них и овладело их страною."(14) Ведь Святослав разбил в 965 г. армию мусульманского кагана Хазарии, вассала Гургана с 957 г., а не суверенного правителя. Вероятно, цель похода и состояла в ликвидации возникшей монополии Ирана на Волжско-Каспийскую торговлю. (Об этом говорит и письмо кагана Иосифа 960 г., о том, что он ведет войну с Русью, и этим самым защищает мусульман от агрессии и не даёт русам плавать по реке Волге). После чего Хазария просуществовала как государство еще 25 лет до мусульманского завоевания в 989 г., а ее представители приняли участие в религиозных спорах на Руси в 986 г. Но теперь уже как княжество на Руси. Например, Ибн-Хаукаль в "Книге путей и государств." (977г.) указал: "В наше время ничего ни осталось, ни от болгар, ни от буртасов, ни от хазар. Дело в том, что на них произвели нашествие русы и отняли у них все эти области". Он подчеркивает, что те представители власти кто бежал в Иран и Дагестан надеются заключить договор с русами и вернуться под их владычество. То есть постоянная русская администрация в Поволжье уже была. В гражданскую войну на Руси 978-980 г.г. Хазария оказалась занята Хорезмом, затем в неё считается, вошли гузы. Вероятно, они не поддерживали устремления занявшего Киев, Владимира I и поэтому он и был вынужден провести военные операции против болгар и хазар в 985 г., когда "на болгары и козары шед победи а и дань на них положи".

Что же касается хазар лесостепи, то они к XVII в. слились с русскими, о чем говорят не только топонимы типа Козарка, Козариново, но и ряд фамилий. О давних отношениях между Русью и хазарами говорят и восточные источники, так, по мнению Моулене Аулии, Ибн-Исфендийара, ас-Салиби, Захир-эд-Дина русы главенствовали в VI в. До Дербента, а в 643 г. его арабский правитель, по сведениям Балами, взялся защищать Халифат от русов и хазар.(15) Б.А.Рыбаков отмечает, что хазарское иго выдумка летописца, следов его не найдено.

Возможно, на связь с ними указывает название Рязани. Археологи выделяют торговый путь к Оке, который заканчивался у Рязани. Название это по-русски осмыслено ничего не значит. Но оказывается были и другие Резани. В VIII-XI веках известны две области Ар-Резана - на Тигре, у Багдада (верхняя и нижняя), а также село Резан у Мекки. Население их составляли купцы ар-резана (а не рахдохиты - "знающие дороги (персидский), как читают это слово) купцы, захватившие монопольную торговлю между Китаем и Европой. Согласно арабским источникам того времени только ар-резана и русы вели всю международную торговлю с Халифатом. Считается, что европейско-арабская торговля возникает в конце 8 века как торговля Восточной Европы со странами Халифата.(16) В 820-874г.г. по Ибн-ал-Факиху, Ибн-Хордадбегу - русы торговали в Румском море по Танаису и у столицы Хазар, а также по всему Джурджанскому морю и до Рея, иногда ходили в Багдад и в Балх.(17) Во Франции в X в. воспевалась одежда из русского шелка, т.е. ввоз шелка во Францию шел из Руси монополизировавшей его поставку на самом дорогом - конечном этапе пути.(18)

Торговля была сверхприбыльна (более 100%) и в результате в X в. возник мировой финансовый кризис из-за нехватки серебра в Халифате, возникшей от вывоза его на Русь. Выходом из него стал выпуск черных дирхемов X-XI в. (70% медь) для внутреннего пользования в Халифате (черные куны) и прекращение оборота золота в Европе. С Руси везли не только меха и европейских рабов, но и рожь, металл, ткани, лён, пеньку. Так льняную пряжу ввозили в Египет и Ирак, 100 кг. её стоили 7,64 динара (32,47 гр. золота или 269 гр. серебра) (для сравнения 100 кг. хлопковой пряжи лишь 1,1 динара). Еще дороже была золотная нить, та самая которой вышиты головные уборы русских крестьянок, 1кг. золотной или серебряной льняной нити стоил тогда 20 кг. золота (4705 динар или 56460 дирхем), фунт ржаного хлеба в Иране обходился в 1 дирхем, пуд ржи в 2,3 динара (9,78 гр. золота или 81 гр. серебра).(19) Вероятно конечная цель путешествия купцов Ар-Резана, место их основного торга и получила название Рязань, (в окрестностях Рязани есть озеро Казарское).

* * *

И, наконец, еще один факт, свидетельствующий о том, что хазары не могли стать основой ашкенази. Несмотря на наличие в каганате христиан и мусульман, общение с греками, арабами, персами, хорезмийцами, тюркскую династию и принятие иудаизма, в Хазарии официальным был не греческий, латинский, арабский, арамейский, рунический алфавит или древнееврейское письмо равинов черноморских городов, а русское письмо (по Фахр-эт-Дину). (20) Известно, что с принятием новой религии, как правило, приносились и религиозные тексты, написанные соответствующим алфавитом. Из сложившейся в Хазарии ситуации можно сделать вывод, что распространение иудаизма шло в нее не с юга из Персии или Византии, а с запада из Руси. Но тогда логично было бы предположить, что соответствующая религиозная община на Руси имелась очень давно, т.к. к 7 веку там уже существовала религиозная иудаистская литература, записанная местным письмом. Тем более, что еврейские документы относящиеся к X-XIV векам (в Литве до XVII века) на Украине, Белоруссии, Чехии, Польше, Восточной Германии написаны на особом диалекте русского языка.(21)

Интересно, что альбигойцев Прованса и Италии в XII в. называли - cathari, piphles, patareni, gazari -газари, bougres-болгары To есть альбигойцы - хазары и болгары, вероятно они переселенцы с Причерноморья. В результате 4 крестовых походов 1209-44г.г. и последующих войн это население Лангедока было вырезано в XIII в. (последние хазары и болгары упоминаются 1330г., в Пьемонте в 1412 г.). В Боснии крестовые походы Рима и Венгрии и резня альбигойцев были в 1234г.(22)

Возвращаясь к теории западноевропейского, германского происхождения ашкенази, стоит отметить, что она базируется в целом на ряде очевидных фактов, например, использовании немецкого языка в литературе, фамилиях и т.д. Но при ближайшем рассмотрении эти факты оказываются не столь основательными.

Так, например, действительно значительная часть ашкенази знала - идиш, однако он сложился на базе верхненемецких диалектов лишь к XIV в., в Венгрии распространился к XV в., в Польше появился только в XVI веке. А укрепился лишь после закрепления талмудического образования королевской властью Польши в XVI-XVII в. и германизации школ Австрии и Германии в XVIII в. Что касается Западной России, то как указывали источники XIX в., вплоть до XVIII в. на идиш, как впрочем, и на иврите, литературы практически не было. И так вплоть до начала т.н. "просветительства" в Польше в конце XVIII в., а в России - до 1860 г.(23) Поэтому нельзя успехи властей в насаждении образования на " общепринятом", по их мнению, западном литературном языке выдавать за первоначальную ситуацию. Ведь не на идиш, или тем более на иврите, говорили жители сел и местечек в Белоруссии. Что касается германских фамилий, то массовое введение их на этих территориях относится к XIX в., когда уже во всю процветали "просветители", да и давались они по аналогии. Кроме того, большинство фамилий ашкенази вполне русские или восходят к литературным источникам.

Не убедительно свидетельство о массовом переселении одних только евреев из Германии в Речь Посполитую. (А чехи, немцы и венгры почему-то не переселялись?). На самом деле зафиксированы лишь отдельные переселения из Венгрии и Чехии в XV в. и из Германии в XVI в. Между тем основные массы переселенцев шли из Испании в Нидерланды, Африку, Италию, Турцию, а из Германии во Францию.

К тому же мнение об огромном еврейском населении Германии явно преувеличено. Так в 1930 г. в Германии и Данциге проживало 570 тыс. чел евреев, включая сефардов, немецких ашкенази и белоэмигрантов, в Чехословакии - 375 тыс. чел. В странах с преобладающим сефардским населением их было: в Румынии - ИЗО тыс. чел, Венгрии -485 тыс. чел, Северной Африке около 370 тыс. чел, Британии - 300 тыс. чел, Австрии - 225 тыс. чел, в Турции и Аравии - 203 тыс. чел, Франции - 200 тыс. чел, Нидерландах - 120 тыс. чел, Греции - 120 тыс. чел, Югославии - 70 тыс. чел, Бельгии - 65 тыс. чел, Италии - 50 тыс. чел, Швейцарии- 25 тыс. чел, Дании - 6 тыс. чел, Испании и Португалии - 6 тыс. чел. В тоже время число ашкенази Польши и России было гораздо большим. В Польше проживало 3 млн. чел, в СССР - 2,6 млн. чел, в Прибалтике 260 тыс. чел. При этом в 1880е годы в 16 западнорусских областях их было 2,9 млн. чел. или 11% населения ( в ряде местностей Белоруссии и Малороссии от 20% до 50% ), а в Царстве Польском 1,6 млн. чел. или 19%. В 1914 г. в Российской империи проживало 7,644 млн. человек иудеев, в том числе в Привисленском крае 1,653 млн. чел (13%),в западнорусских областях 3,047 млн. чел (в Литве и Украине 11%,в Белоруссии 12-18%).(24) Такое количество людей просто так ниоткуда не появляется. Немцев в Прибалтике, например, несмотря на 600 летнюю историю их пребывания там было всего 5-6%.

Следует отметить, что хотя западноевропейские источники Нового времени называют Германию -Ашкенази, но сам этот этноним употребляется в переписке 10 века по отношению к Восточной Европе, а земля Ашкеназ в документах VII века фигурирует как страна, расположенная между Швецией и Русью, где также проживали иудеи. (25) Учитывая тот факт, что в VII в. Западная Германия входила в состав государства франков, которое так никогда не называлось, эта территория не могла быть страной Ашкеназ. Следует отметить, что Русь в 7в., по сведениям археологии и письменным источникам, занимала Приднепровье, а шведские конунги помимо Свеаланда владели Эстляндией, Финляндией и Куронией (Латвией). То есть стана Ашкеназ могла располагаться только в районе Вислы-Днепра или севернее, в Великой Руси. Что касается названия Германии - Ашкеназа, то для западноевропейцев это была первая страна, где жили ашкенази. Кроме того, германские императоры и саксонские курфюстры правили Речью Посполигой, так что в целом Германию и Польшу можно было рассматривать как одно государство.

* * *

Таким образом, обе гипотезы происхождения ашкенази имеют серьезные недостатки. Они не объясняют, откуда взялось достоверно зафиксированное на Руси в VII -X в., иудейское по религии, население, его огромную численность в XIX-XX в., а также то обстоятельство, что на территории Русского государства появились многочисленные секты жидовствующих, охватившие весь Северо-Запад Московского государства, в том числе и Новгородчину. Сохранились они и позже. Так секта Израиль, по исследованиям начала века, насчитывала до 1 миллиона человек в Черноземных губерниях, доходя до Кеми (в Карелии). И хотя ее члены, судя по описанию, были иудеями, они считали себя православными и говорили, естественно, по-русски. Или субботники - "православные жиды"- 1,5 млн. чел в черноземной России. И таких сект было 26. (26)

Интересно, что в иудеи в XII в. в Западной Европе считались - "рыжими", т.е. были представителями северо-европейского типа. В Англии и Северной Франции они были уничтожены в XII в. Именно их подвергли погромам в Западной Европе в XIII в. и они были изгнаны в XIV-XV в. и их постепенно заменили сефарды. В XVI в. Лютер не верил в наличие "рыжих" евреев в Западной Европе, но считал, что от них произошли татары. В 1596 г. ''рыжих евреев" европейцы считали врагами турок на Востоке, т.е. населением Польши и русских степей.(27)

Возникает естественный вопрос, а нет ли другого объяснения происхождения ашкенази. Следует заметить, что в XIX веке известный антрополог Иков выдвинул гипотезу, по которой болгарские евреи, как и евреи Палестины, Турции, Испании, Балкан и т.д. - типичные семиты, а евреи Германии, России, Кавказа и караимы Крыма собственно не семиты, а иранцы, принявшие иудаизм и может отчасти смешавшиеся с евреями, явившимися на Кавказ и в Россию из Персии.(28) Вопрос в том, когда это могло произойти. И здесь уместно обратиться к источникам, чтобы установить нет ли в них упоминания народа ашкенази. Оказывается есть! Так в ассирийских клинописных текстах с 670 г.д.н.э. упоминается народ ишкуза, ашкуза, он же упоминается и в древнееврейских сочинениях. Так в книге " Бытие" указываются потомки Яфета - Гомер, Мадай и т.д., и сыны Гомера - Аскеназ, Рифат, Тогарма. (29) Кто же такие ашкуза (аскеназ)? Это - скифы. Первое упоминание о скифах на Востоке относится к 70-м годам VII в.д.н.э., когда они в союзе с Мидией и Манной выступают против Ассирии. С этого времени они и совместно с киммерийцами, и отдельно от них, действуют вплоть до VI в д.н.э.

Так скифы вступили в союз с Ассирией, благодаря поддержке скифов ассирийцы 'отражали мидян и Манну. В 50-х годах VII в.д.н.э. скифы вели войны в Малой Азии. Они прошли через Месопотамию, Сирию, Палестину до Египта и разгромив Мидию, установили гегемонию в Азии. Как указывает Геродот: "У Кавказа мидийцы вступили со скифами в бой и, потерпев поражение в битве, лишились власти, а скифы завладели всей Азией". (30) Однако через 28 лет гегемонии она была ликвидирована, а большая часть скифов ушла в Северное Причерноморье.

Археологическим подтверждением скифских походов в Переднюю Азию являются находки скифских стрел в Месопотамии, Сирии, Египте и Закавказье в памятниках 7 - начала в 6 в.д.н.э., особенно из оборонительных стен городов. (31)

Время скифской гегемонии определяется историками по-разному: в 652-625, 640-612, 625-585, 618-590, 612-585 г.д.н.э. Стоит заметить, что ассирийцы не всегда отделяли скифов от киммерийцев, и кроме указанных греческими авторами правителей, упоминаются и другие. Так в 640-630г.д.н.э. скифы действовали на севере Ассирии и в Малой Азии под руководством царя Сандакшатру, а в 657 г.д.н.э. екифо-киммерийский царь занял Сирию, где принял титул sar kissati (царь мира) - равный титулу ассирийского царя. Скифы в Ассирии вообще зафиксированы в 676-590 г.д.н.э. Киммерийские походы относятся в большинстве своем к 721-627 г.д.н.э. (32)

Естественно, что за это время они установили отношения с населением Ближнего Востока. О влиянии переднеазиатской культуры на скифов-ашкуза свидетельствует тот факт, что по мнению ряда исследователей (М.Н.Ростовцев, М.И.Артамонов, Н.Л.Членова) праобразы скифского звериного стиля находились на Ближнем Востоке и связаны с древневосточным искусством Месопотамии, Ирана, Луристана и Митанни. (33) А ведь культура это слепок идеологии. Значит и идеологическое влияние было очень велико. Одновременно имело место и достаточно сильное влияние скифов на Ближний Восток, например, в военном деле, внедрении новых видов оружия, коневодстве. Возникает вопрос - влияли ли скифы на идеологию населения?

В этой связи следует отметить, что, хотя гегемония скифов длилась 28 лет, скифы оставили о себе память на века способом ее осуществления. Они не сместили местные власти, не уничтожили структуру существовавших обществ, а стали над ними, собирая налоги и поборы и считая все их имущество своим. Подобный способ эксплуатации был тогда не принят.

Впоследствии эта структура была восстановлена в колониальных Ост-Индских компаниях, где формально сохранялись суверенные государства со своими армиями, правителями, денежной и судебной системами, налогами, но это не мешало чиновникам компаний выкачивать из них баснословные ценности к себе на родину. Вероятно, такая ситуация должна была отразиться на идеологии некоторых групп населения, среди них могли оказаться и отдельные группы населения Сирии, тем более, что после падения гегемонии часть скифов осталась в Азии, сохранились и связи с Причерноморьем.

* * *

Следует отметить, что несмотря на указания античных авторов, находки скифского вооружения, древнееврейские источники, повествуя о войнах и смутах, о походе скифов в Палестину молчат. Хотя по Иерониму и Евсефию в 634 г.д.н.э. - " скифы сделали набег на Палестину и заняли Басу, названную от них Скифополем." (34) Из этого следует, что отношения с иудеями были достаточно мирные. Такими они оставались и потом, например в эпоху Маккавейских войн (2в.д.н.э.), когда в Палестине еще сохранялось скифское население.(35)

Истоки такого дружелюбия, вероятно, крылись в следующем. Мы знаем, что население Палестины ко времени прихода скифов в Переднюю Азию уже достаточно сильно перемешалось с хеттами. Стоит вспомнить, что мать легендарного царя Соломона была хеттянкой. На египетских фресках нередки изображения иудеев как чисто семитского антропологического типа, так и светловолосых и светлоглазых. Следует отметить, что в древности область дельты Нила заселяли не только египтяне, но и другие народы. В том числе уже при первой династии (3 тыс.д.н.э.) народ Rhjt. Само это слово означает не только народ, но и птицу чибис. При фараоне Сети I этот народ заселял не только дельту, но и Хаанан (Палестину), он играл главную роль и в войнах с народами моря в XII-XI в.д.н.э. Согласно египетским источникам представители этого этноса имели рыжевато-белокурые волосы, светлую кожу, голубые глаза, а воины носили бороды и шнур из волос у ушей, и отличались от египтян. Гербом их был символ одного из центров Египта - Саиса - чибис. При 30 династии, согласно египетским сведениям, символы их были - чибис, мастерок, угольник и пятиконечная звезда. (36) Вероятно, для скифских воинов более светлокожие, зачастую светлоглазые и вообще гораздо более близкие к ним по внешнему облику женщины Палестины, были предпочтительней дочерей других семитских народов. За время гегемонии у скифов должны были не только сложиться семьи, но и вырасти дети. И возвращались они на север не одни, а со своими женами, детьми и, возможно, внуками. И с новыми религиозными представлениями, не сильно отличающимися от принятых у них.

Вполне вероятно, что центр Скифской державы в Азии находился в Сирии, впрочем, связи могли быть налажены еще раньше. Так источники указывают, что в VIII в.д.н.э. 10 общин было уведено из Палестины в Ассирию, затем они перешли Ефрат и через полтора года переселились на север в страну Арсарефу, находившуюся, по мнению комментаторов, либо на Армянском нагорье, либо в Мидии и Азербайджане.(37) Между тем располагавшееся там Ванское царство с 714 г.д.н.э. стало базой для киммерийских и скифских походов. Имеются ли следы влияния скифов в идеологии?

Вероятно они есть. Так принцип владения имуществом и землей чужих царей : " Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их служить тебе... И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их...И будут цари питателями твоими, и царицы кормилицами твоими, лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих."(38) (запись этого текста ученые относят к 621 г.д.н.э.),можно сопоставить с практикой скифов VII в.д.н.э. "В течении двадцати восьми лет скифы властвовали над Азией, и за это время они, преисполненные наглости и презрения, все опустошили. Ибо, кроме того, что они с каждого взимали дань, которую налагали на всех, они еще, объезжая страну, грабили у всех то, чем каждый владел."(39) - писал Геродот.

Тезис о избранности также имелся у скифов, считавших себя самым древним народом мира, причем "научно" обосновав такое утверждение в своей дискуссии с египтянами . Надо сказать, что с этим соглашались и другие. "Скифское племя всегда считалось самым древним" - писал Помпеи Трог. (40) Отсюда вывод, если первооткрывателю принадлежит вновь открытая страна и ее плоды, то соответственно первородному народу - весь мир.

Термин "гой" - заимствован из иранских языков, где он имел иное значение. В иранском "гой" означает - живой, в русском "гоить" - жить, а "гой" - член общины, отсюда "изгой" - человек, изгнанный из общины.

Но скифские войны никак не могли быть членами общин до возвращения на родину, подобно тому как английские офицеры в Ост-Индии не входили в общины Девоншира или Кента до возвращения к мирной жизни, и уж тем более не входили в состав местных общин. То есть местные общинники - гой - уж никак за равных скифскими войнами не считались, а вот использовать их имущество скифы считали возможным. Факт включения этого термина в таком уничижительном смысле в иврит характеризует именно скифскую гегемонию в Передней Азии. После их ухода с Востока, Скифия, как известно, охватила Причерноморье,

Приднепровье, Подонье, Крым (причем столица скифов, именовавшаяся греками Неаполь, в 8в. называлась Новгород). (41) Скифы провели ряд походов в Польшу, Венгрию, на Балканы, разгромили персов, македонян, греков, поддерживали интенсивные связи с Грецией и эллинистическими государствами, Римом и Парфией. Несмотря на геноцид со стороны сарматов, уничтоживших значительную часть населения юга России, скифы уже в II -III в.н.э. сотрясали своими походами из Поднепровья восток Римской империи, проникая в Средиземноморье. В это время в их, достаточно благодатной для этого, среде мог вновь распространяться иудаизм, как и другие восточные заимствования. К тому же в эпоху кризиса Римской империи население черноморских городов переселялось не только в Константинополь, но и на Север, куда возвращались и скифские воины.

* * *

Здесь необходимо отметить, что в I-II в.н.э. Великая Скифия, как и центры Скифского царства VI-IV в.д.н.э., располагалась в Поднепровье, где размещали Великую Скифию русские летописи. " И бе множество их, седяху бо преже по Бугу и по Днепру оли до моря и суть гради их и до сего дне, да то ся зваху от Грък "Великая Скуфь". (42) Впрочем, не надо забывать, что север Восточной Европы также считался Скифией, а Северный Ледовитый океан - Скифским. Расширенно толкуют понятие Скифия и русские летописи - "поя же множество варяг, и русь, и чюдь, и словене, и кривичи, и мерою, и древляны, и радимичи, и поляны, и северо, и вятичи, и хорваты, и дулебы, и тивецы, яже суть толковины: си вси звахуться от грек Великая Скуфь. "(43)

Традиция скифского происхождения Руси дожила до XIX века, когда была вытеснена новейшими "научными" теориями монголоидности скифов и якобы издревле обитавшего на севере и в центре Восточной Европы и неизвестно куда девшегося великого финно-угорского народа.

Следует отметить, что и греческие авторы подчеркивали единство скифов и руси (Скифы-Русь, Скифы-Рос), (44) хотя прекрасно различали другие народы. Поэтому менять свое самоназвание - "руссы" или "россы" православным русским было ни к чему. Учитывая же веротерпимость Руси к представителям других конфессий, будь то мусульмане (еще Бируни в XI в. указывал на наличие среди славян к северу от Булгара массы мусульман)(45), или иудеи, которые на Руси были в VII в., не стоит удивляться, что все это конфессиональное разнообразие в конечном итоге свелось к различным сектам и толкам внутри православия. Отметим, согласно актам с XI в. до 1770-х годов русские языческие верования официально назывались "жидовскими".

Иначе обстояло дела в Польше, а потом в Речи Посполитой. Здесь процветала религиозная нетерпимость, не католики притеснялись как на государственном, так и бытовом уровнях. Естественно, это приводило к эмиграции, вооруженным восстаниям. Но, наряду с подобными способами сопротивления, укреплялись и религиозные общины не католиков.

Тот, кто не хотел считаться католиком, т.е. поляком или литовцем, а сохранял свою религию, входил в замкнутую общину, во главе которой находились, естественно, священнослужители.

В условиях сопротивления официальной идеологии общины должны были ориентироваться на сохранение привычных норм и на религиозные центры за пределами Речи Посполитой, что приводило к их замыканию в себе, появлению сект и усилению церковных языков. Этому способствовали и власти Речи Посполитой, укреплявшие талмудизм и раввинат. Естественно, что для поляков-католиков, православный считался русским, вне зависимости от национальности. Еще в конце XIX в. православное население Мазур, говорящее на польском языке, само себя считало русским, и таковым же считалось соседями, а русскоязычные католики в Белоруссии считались поляками, иудей считался евреем, мусульманин - татарином. В Австро-Венгрии, несмотря на давление властей, еврейское население Галиции и Карпатской Руси вплоть до XX в. именовало себя либо поляками, либо русскими, а первые упоминания о его нерусской самоидентификации относятся к 1902 г.(46)

Затем свое влияние оказали школьное обучение, которое велось при церквях 'и синагогах, а также политика властей по искусственной гебраизации и германизации образования в Галиции, Польше и Германии. При этом образованный православный русский знал, что он происходит от Великих Скифов или Русов, и ему не нужно было менять самоназвание, а исповедующему иудаизм, чтобы отличить себя от других, приходилось называть себя на иврите ашкенази. Если только это название не восходит к эпохе походов, ведь этноним " Великие Скифы" на иврите будет звучать как "Ашкеназа-Рош" ( сравните " Скифы-Рос" греков).

Характерно, что титул, применявшийся вплоть до XII в. государями Руси - Каган Рос, означал не только "Правитель Руси", но и "Великий Первосвященник", что ставило их выше каганов Хазарии и правителей Кордовы.

Таким образом, все говорит, что ашкенази являются прямыми потомками скифов, установивших контроль над Азией в VIII -VII в.д.н.э., и представляют собой автохтонное население Восточной Европы, вероятно, единое с русскими до того как в XIV-XVI веках произошел раскол по религиозному признаку из-за внешнего давления (подобно сикхам в Пенджабе), и никакого отношения ни к тюркам, ни к арабам не имеют.

1 - Малая Советская Энциклопедия.Т 4.М.1936 г.
2.- Энциклопедический словарь.Т 21.Спб.1893 г. 2- Freedman.B.H. The Truth About Khazarz. Los Angeles. 1954 r. Koestler.A. The Thirteenth Tribe-The Khazar Empire and its Heritage.London.1976r.
3 - Степи Евразии в эпоху средневековья.М.Наука.1981 г.стр.62-75.
4 - Артамонов М.И. История хазар.Л.Наука.1962 г.стр 115.
5 - Артамонов М.И. История хазар.стр 434-435.
6 - Низами.Искандер-наме.М.Художественная литература. 1968 г.стр 659.
7 - История средних веков.М.Просвещение.1980 г.стр 129.
8 - Онежские былины.Архангельск.Северо-Западное изд. 1983.стр 295.
9 - Малая Советская Энциклопедия.Т 10.М.1940 г. Энциклопедический словарь.Т 21.Т 64.Спб.1897 г.
10 - Вс.Миллер.Горские Евреи.Энциклопедический словарь.Т 21.стр 465.
11 - Л.Н.Гумилев.Древниетюрки.М.1993г.стр 117.
12 - Малая Советская Энциклопедия.Т 10. Энциклопедический словарь.Т 27.Спб. 1899г
13 - Анисимов П.М.Кавказские евреи-горцы.Сборник материалов по этнографии.В Ш.М.1888 г. Вс.Миллер.Материалы для изучешя еврейско - татского языка. Спб. 1892 г.
14 - Толстов СП. По следам древнехорезмийской цивилизации.М. 1948 г.стр 252-253.
15 - Гаркави А.Я.Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. (с половины VII до конца X в по Р.Х.).Спб.1870 г. Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI - IX в.сб.Древнерусское государство и его международное значение.М.1965 г.
16 - Б.А.Рыбаков.Мир Истории.М.Молодая Гвардия. 1987 г.стр.45.
17 - Б.А.Рыбаков.Мир Истории.М.Молодая Гвардия. 1987 г.стр.43.
18 - Б.А.Рыбаков.Мир Истории.М.Молодая Гвардия. 1987 г.стр.93.
19 - Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. М. Наука. 1981г. стр.343.
20 - Истрин.В.А.Возникновение и развитие письма.М.Наука.1965 г.стр 460.
21 - Народы России. М. БРЭ.1994 г.стр 154.
22 - Знание СилаЛЧ 6.2002г.стр 89.
23 - Лингвистическийэнциклопедический словарь.М.Советская энциклопедия. 1990 г. Энциклопедический словарь.Т 21.
24 - Энциклопедический словарь.Т 64.
Judisches Lexikon.B IV.Berlin.1930 г.
25 - Берлин И. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Птг. 1919 г.
26 - Бонч-Бруевич В.Д.Материалы к истории и изучению религиознообщественных движений в России.В 1-13.Спб.1906-1915 г.
27- Вопросы Hctophh.N 3. 2001 г.стр. 173. A.C.Gow.The read jews. Leiden-N-Y-Koin. 1995г. стр.420
28- Ikow.Neue Beitr.zur Antropologie der Juden.( Arch.fur Antropolog.XV).1892 r.
29 - Вестник древней истории. 1947. Толковая Библия.Т 1.Кн.Бытие.Спб. 1904 г.стр 68-70.
30 - Геродот.История.Кн 1.стр 103.сб.Скифы.М.Высшая школа. 1992 г.
31 - Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время.М.Наука. 1989г.стр 33.
32 - Дандамаев.М.А.Данные вавилонских документов 7-5 вднэ о саках.ВДИ N 1 1977 г. Российские архивы. 2. 1993 г. 33 - Степи европейской части ... стр 100.
34 - Вестник древней истории.Ы 3 1948 г.стр 231.
35 - Толковая Библия.Т 12.11 Кн.Маккавейская.Спб.1913 г.стр 177.
36 - Нибси.А.Дельта Нила и ее значение для понимания древнеегипетской истории.Вестник древней истории.1992г.
37 - Толковая Библия.Т 12.III книга Ездры.стр 322-324.
38 - Толковая Библия.Т 5.Кн.Исаии.Спб.1908 г.стр 459,516. 39- Геродот.История.Кн 1.стр 40.сб.Скифы.
40 - Помпеи Трог.Филипповские истории.сб.Скифы.стр.249-250.
41 - Василевский В.Г.Труды.Т З.Птг.1915 г.стр 95-96.
42 - Повесть временных лет.Ч I.M.1950 г.стр 11.
43 - Повесть временных лет.Ч 1.стр 23-24.
44 - Вестник древней истории.Ы 1 1947 г.стр 332.
45 - Бируни А.Р.Избранные произведения.Т З.Ташкент. 1966 г. 46- Большая Советская Энциклопедия.Т 14.Галиция.М.1929 г.

Зеркало.com
Зеркало.рф

© 2003-2017 Международный Клуб Учёных
E-mail: info@yperboreia.org