На главную страницу сайта

   ШАМБАЛА - СЕВЕРНЫЙ ИСТОК ВСЕСВЕТНОЙ МУДРОСТИ

© 2000, В.Н. Дёмин  

Шамбала - таинственная полулегендарная страна, прародина Мудрости, Унивесального знания и Счастья. Однако русский народ пришел к данной мифологеме Золотого века через более близкие и понятные ему образы. Испокон веков русские люди, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих книгочеев, проповедников и просто мечтателей, благословенная страна, сравнимая разве что с земным раем. Разные давались ей названия. Наиболее известна северорусская легенда о Беловодье. Изначально традиция помещала его в районе (акватории) Ледовитого океана. Уже в "Мазуринском летописце" отмечается, что легендарные русские князья Словен и Рус, правившие задолго до Рюрика, "обладали северными землями по всему Поморью: <...> и до реки великой Оби, и до устья Беловодной воды, и эта вода бела, как молоко…" "Молочный оттенок" в древнерусских записях имело все, что относилось к заснеженным просторам Ледовитого океана, который и сам в летописаниях нередко именовался Молочным.

В наиболее древних версиях старообрядческих беловодских преданий (а всего известно не менее 10 списков в 3-х редакциях) говорится именно о Ледовитом океане: "Такоже и россияне во время изменения церковного чина Никоном - патриархом московским - и древнего благочестия бежали из Соловецкой обители и прочих мест Российского государства немалое число. Отправились по Ледовитому морю на кораблях всякого звания людей, а другие и сухопутным путем и оттого наполнилися те места". В другой рукописи приводятся более конкретные сведения о жителях (колонистах) Беловодья: "[Поселенцы] живут в глубине окияна-моря, место называмое Беловодие, и озеров много и семьдесят островов. Острова есть по 600 верст и между их горы. <...> А проход их был от Зосима и Савватия соловецких кораблями через Ледское море". Впоследствии представления о местонахождении Беловодья изменились. Русские странники, жаждавшие найти Страну Счастья, искали ее и в Китае, и в Монголии, и в Тибете, и в "Опоньском (Японском) государстве".

Мечты же об идеале оставались прежними: "В тамошних местах тяжбы и воровства и прочих противных закону не бывает. Светского суда не имеют; управляют народы и всех людей духовные власти. Там древа равны с высочайшими древами. <...> И всякие земные плоды бывают; родится виноград и сорочинское пшено. <...> У них злата и сребра несть числа, драгоценнаго камния и бисера драгого весьма много".

Одновременно Беловодье совместилось с другим символическим коррелятом Золотого века - Шамбалой. Именно так виделась недосягаемая страна счастья алтайским староверам. На их представления и наводки в определении маршрута одной из целей (точнее - тайных подцелей) своего путешествия ориентировался и Николай Константинович Рерих (1874-1947): "В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье. <...> Много народу шло в Беловодье. Наши деды <...> тоже ходили. Пропадали три года и дошли до святого места. Только не было им позволено остаться там, и пришлось вернуться. Много чудес они говорили об этом месте. А еще больше чудес не позволено им было сказать".

Вот через это "не позволено им было сказать" прошли многие русские люди - искавшие и нашедшие. Среди них был и сам Рерих, к тому же на тему Шамбалы им написано несколько впечатляющих полотен. "Шамбала" - санскритская вокализация названия загадочной страны. По-тибетски оно произносится с одним дополнительным звуком в середине слова - "Шамбхала". Однако последнее написание используется только в специальной литературе.

Шамбала одновременно - и высший символ, и высшая реальность. Как символ она олицетворяет духовное могущество и процветание древней северной Прародины, страны счастья и благоденствия, которую европейская традиция отождествляет с Гипербореей. Многие искали таинственную страну. Среди настойчивых искателей и знаменитый наш путешественник - Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888). Он придерживался северной версии происхождения и местонахождения Шамбалы, сближая ее, в первую очередь, с Полярной Страной Счастья. "…Очень интересная легенда касается Шамбалы - острова, расположенного на краю Северного моря [выделено мной. - В.Д.], - собственноручно записывал Пржевальский. - Там множество золота, а пшеница достигает удивительной высоты. В этой стране неизвестна бедность; действительно, молоко и мед текут в этой стране".

А вот как объяснял Николаю Рериху северную, восходящую к общемировой полярной горе Меру, символику Шамбалы, с одной стороны, и ее земную конкретику, с другой, один тибетский лама: "Великая Шамбала находится далеко за океаном. Это могущественное небесное владение. Она не имеет ничего общего с нашей землей. Как и зачем вы, земные люди интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, вы можете различить сияющие лучи Шамбалы. <...> Поэтому не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной; потому что ты, так же, как и я, знаешь, что земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира".

Судя по всему, сам Николай Константинович, а также его жена и вдохновительница - Елена Ивановна, как никто приблизились к разгадке древней тайны Шамбалы. Но, связанные обетом молчания, поведать об этом они смогли лишь в символической и иносказательной форме. Шамбала - это не только Обитель Света и сакральное место на недоступной для непосвященных карте. Шамбала - это еще и философия, причем непосредственно вытекающая из великого учения Востока Калачакры. Само понятие "Калачакра" означает "колесо времени". По преданию это учение было передано царю Шамбалы самим Буддой. В соответствии с философской доктриной Калачакры, всё в мире - от Вселенной до человека - развивается циклично. Всё рано или поздно повторяется, и если когда-то на смену матриархата пришел патриархат, то нынче они, похоже, вновь сменяют друг друга. И действуют тут не какие-то абстрактные социологические схемы, а глубинные космические закономерности: мужское и женское Начала коренятся в самой структуре Природы и Социума, обусловливая циклические процессы и смену одних явлений другими.

Истоки этого учения или какие-нибудь следы, приводящие к данным истокам, пытался отыскать на Севере, в центре Русской Лапландии, А.В.Барченко (1881-1938). Как и Рерих, он представлял древнюю духовную традицию в виде единой и неразрывной цепи, начало которой - на Севере, а конец - в Тибете и Гималаях. В своих исканиях, скитаниях и писаниях оба русских подвижника действовали синхронно, опираясь на какие-то недоступные для непосвященных источники. "Калачакра" - санскритское слово. По-тибетски "колесо времени" - "дюнхор". Судьбу и будущность именно данной проблемы Барченко обсуждал с известнейшим бурятским ученым-этнографом Г.Ц. Цыбиковым (1873-1930), первым россиянином, еще в начале века проникшим в Тибет под видом паломника.

Из письма А.В.Барченко проф. Г.Ц.Цыбикову 24 марта 1927 г.

"<...> Глубокое раздумье привело меня к убеждению, что в марксизме человечество имеет начало именно такого мирового движения, которое должно привести человечество к тому великому столкновению цивилизаций, которое выражено в древнейших преданиях всех народов восточных. У ламаистов - в легенде о Шамбалийской войне. У мусульман - в легенде о приходе махди из Джаммбулая. У христиан и иудеев - в легенде пророка Иезекиля о великой последней войне между Севером и народом праведных, собранном из всех народов, живущих на вершине земли - каковое описание явно отвечает той же Шамбале.

Это убеждение мое нашло себе подтверждение, когда я встретился с русскими, тайно хранившими в Костромской губернии Традицию Дюнхор. [В оригинале слово написано по-тибетски. - В.Д.]. Эти люди значительно старше меня по возрасту и, насколько я могу оценить, более меня компетентные в самой Универсальной науке и в оценке современного международного положения. Выйдя из костромских лесов в форме простых юродивых (нищих), якобы безвредных помешанных, они проникли в Москву и отыскали меня <...>

Таким образом, установилась связь моя с русскими, владеющими русской ветвью Традици [Дюнхор]. Когда я, опираясь лишь на общий совет одного южного монгола, <...> решился самостоятельно открыть перед наиболее глубокими идейными и бескорыстными государственными деятелями большевизма [имеются в виду прежде всего Ф.Э.Дзержинский и Г.В.Чичерин. — В.Д.] тайну [Дюнхор], то при первой же моей попытке в этом направлении, меня поддержали совершенно неизвестные мне до того времени хранители древнейшей русской ветви Традиции [Дюнхор]. Они постепенно углубляли мои знания, расширяли мой кругозор. А в нынешнем году <...> формально приняли меня в свою среду <...>"

Проступает таинственная линия: Россия — Тибет — Гималаи. Причем истоки ее находятся на Севере. Кроме того, в процитированном отрывке содержатся совершенно поразительные факты! Еще в 20-е годы в России существовало хорошо законспирированное и достаточно разветвленное (от лесной костромской глуши до тиши тайных столичных архивов) сообщество Хранителей Универсального Шамбалийского Знания. Еще раньше, ранней осенью 1922 года, Барченко пытался отыскать его следы в самом центре Кольского полуострова, в районе священного саамского Сейдозера. Здесь, как он считал, когда-то находился один из центров древнеарийской, или гиперборейской, цивилизации. В результате мирового катаклизма - всемирного потопа и последовавшего вслед за ним резкого похолодания - индоарии во главе с великим вождем и героем Рамой были вынуждены мигрировать на юг, где они положили начало современной индийской культуре.

В письме Барченко к Цыбикову говорится о великой Шамбалийской войне. Что это такое? Ответ содержится в статье известной французской путешественницы и исследовательницы культуры Востока Александры Давид-Неэль. Она называлась "Будущий герой Севера" и была в поле зрения Барченко и Рериха.. Кто же он такой - будущий герой Севера? На Востоке его знает всяк и каждый! Да и в России тоже. Это - знаменитый Гэсэр-хан, главный герой и персонаж тибетской, монгольской, уйгурской, бурятской, тувинской и алтайской мифологий. На протяжении тысячелетий каждый народ уточнял свое понимание этого древнейшего образа и его эпического жития. Как всякий великий герой Гэсэр принадлежит не только прошлому, но и будущему. Об этом, собственно, и писала Давид-Неэль: "Гэсэр-хан - это герой, новое воплощение которого произойдет в северной Шамбале. Там он объединит своих сотрудников и вождей, сопровождавших его в прошлой жизни. Они все также воплотятся в Шамбале, куда их привлечет таинственная мощь их Владыки или те таинственные голоса, которые слышимы лишь посвященными".

В обширнейших сказаниях Гэсэр ведет нескончаемые битвы с силами зла. Сам Гэсэр небесно-божественного происхождения. Его отец, в конечном счете, - главное небесное Божество монголо-манчжуро-тибетско-бурятско-алтайско-тувинского пантеона - Хормуста. Корневая основа этого архаичного имени та же, что и у древнерусского Солнцебога Хорса или древнеегипетского Хора, что лишний раз доказывает общность происхождения языков и культур евразийских и прочих народов. По функциям своим и происхождению (согласно ламаистской версии) Владыка небесного пантеона пребывает на полярной горой Меру.

Верховный Отец направляет Гэсэра на землю, дабы после перевоплощения и принятия человеческого облика он сделался могучим богатырем, заступником и покровителем рода людского. Небесное воинство Гэсэра - 33 бесстрашных соратников-батыров, всегда готовых прийти на помощь своему повелителю. Гэсэр - не только гарант выживания и благоденствия человечества, на которое непрерывно покушаются черные демонические силы, но и провозвестник грядущего Золотого века, в народном представлении однозначно был связан с Северной Шамбалой. Об этом свидетельствует и легендарный указ Гэсэра, передаваемый из поколения в поколение тибетскими ламами:

Указ Гэсэр-хана

„У Меня много сокровищ, но могу дать их Моему народу лишь в назначенный срок. Когда воинство Северной Шамбалы принесет копие спасения, тогда открою горные тайники, и разделите с воинством Мои сокровища поровну и живите в справедливости. Тому Моему Указу скоро поспеть над всеми пустынями. Когда золото Мое было развеяно ветрами, положил срок, когда люди Северной Шамбалы придут собирать Мое Имущество. Тогда заготовит Мой народ мешки для богатства, и каждому дам справедливую долю. <...> Можно найти песок золотой, можно найти драгоценные камни, но истинное богатство придет лишь с людьми Северной Шамбалы, когда придет время послать их. Так заповедано".

Российский читатель имеет счастливую возможность познакомиться с различными версиями изумительной по поэтической красоте Гэсэриады - тувинской, алтайской, бурятской. Ниже приводятся северные реминесценции последней из них - как наиболее обширной и самобытной. Многие битвы эпоса о Гэсэре происходят на Крайнем Севере. Особенно жестоким и непримиримым было противостояние с так называемыми шарагольскими ханами, которые владели техникой полета. Причем на вооружении шараголов были ни какие-то там крылья из птичьих перьев, а самый что ни на есть "взаправдашний" металлический самолет. Правда, именовался он по старинке - "железная птица" (современные военные самолеты тоже называют "стальными птицами", хотя собственно стали в самолете меньше всего), но был сделан целиком из разных металлов.

В эпосе птица-самолет вскоре вынуждена была вернуться на Север, после того, как ее повредила стрелой жена Гэсэра. Кстати, стрела, которая поразила железную Птицу Зла весьма напоминает современную противовоздушную ракету. Поврежденной птице-самолету потребовался трехгодичный ремонт. Для этого она удалилась к "скованному тяжелыми льдами" Ледовитому океану, на свою исконную базу на Крайнем Севере, в царство вечного холода и полярной ночи, "где лежит во тьме ледяной простор, // где трещит во мгле костяной мороз" и где "в ледовитых холодных водах ледяные торчат торосы". Однако рукотворное летающее детище оказалось "джинном, выпущенным из бутылки": шарголинцы забеспокоились, что, оправившись от удара, "железная птица" расправится с собственными создателями. А потому сговорились ее уничтожить, что им без труда удалось… На вопросе о летательных способностях древних северных народов хотелось бы остановиться особо. Ибо данная проблема неразрывно связана с Шамбалой как источником Высшего и Универсального - в том числе и научно-технического - Знания. Описания “механизма” полетов во множестве сохранились в памяти аборигенов Севера в виде устойчивых фольклорных образов. В саамских преданиях такой полет, к примеру, описывался очень просто: разжигался костер из стружек, накрывался мокрой рогожей, на рогожку мог садиться всяк желающий и его жаром поднимало на небеса аж до самого Господа Бога. Такой вот саамский Ковер-самолет.

Думается, не случайно и в северном искусстве сложился настоящий культ крылатых людей. Уместно предположить, что особо любимые и чтимые на Руси образы птицедев Сирина, Алконоста, Гамаюна также уходят своими корнями в глубокую гиперборейскую древность - не обязательно напрямую, а, скорее всего, через взаимодействие разных культур, опосредованных в пространстве и во времени. Похожая птицедева - Богиня-Лебедь - известна и у российских ненцев. Множество стилизованных бронзовых изображений птицелюдей было найдено в свое время и в разных местах Прикамского региона и Приполярного Урала - образцы так называемого Пермского звериного стиля. Совсем недавно множество литых бронзовых фигурок крылатых людей, вновь заставляющих вспомнить о гиперборейцах, обнаружено при раскопках святилища на о. Вайгач, расположенном в акватории Ледовитого океана.

Кстати, исконные аборигены Севера – лопари-саамы – еще в прошлом веке носили своеобразные головные уборы – высушенные шкурки водоплавающих птиц, снятые вместе с перьями. До сих пор во время традиционных празднеств саамы, одетые в костюмы птиц, исполняют "птичий танец". Подобные танцы испокон веков были распространены во многих архаичных культурах, что даже наводит на мысль о существовании в прошлом особой "перьевой цивилизации". Ведь еще Овидий писал об одеянии гиперборейцев – “будто бы тело у них одевается в легкие перья” (Ovid. Met. XV, 357). Имеются и другие - прямые и косвенные - факты, подтверждающие слова римского поэта-классика.

В "Калевале", где многие события развертываются на родине саамов - в Лапландии-Сариоле, - с помощью поэтических средств воссоздается полет на орле старца-богатыря Вяйнямёйнена к пределам далеких северных земель. Практически теми же словами рассказывают русские былины и сказки о полете на "самолетном деревянном орле" в северное Подсолнечное царство. Летает в "Калевале" за Солнцем и Луной также и владычица Страны Мрака - полярной Похъёлы - ведьма Лоухи. Безусловно, нельзя не вспомнить и кульминационный эпизод “Калевалы”, где рунопевцы рассказывали о решающем морском сражении между сынами Калевы и противостоящим им народом за обладание волшебной мельницей Сампо. Действие развертывается посреди Ледовитого моря-океана. Испробовав все боевые средства и потерпев неудачу, предводительница северного воинства - Лоухи - оборачивается гигантским самолетным “летучим кораблем”:

Сто мужей на крылья сели
Тысяча на хвост уселась,
Села сотня меченосцев,
Тысяча стрелков отважных.
Распустила Лоухи крылья,
Поднялась орлом на воздух.

Имеются и более технологичные описания подобных летательных аппаратов. И содержатся они, как бы это парадоксально ни показалось на первый взгляд, в преданиях об Атлантиде, которые сохранились в секретных архивах розенкрейцеров, иллюминатов и масонов. Начиная с Наполеоновских времен (то есть приблизительно на стыке ХV111 и Х1Х веков) сведения эти стали достоянием более широкой публики, постепенно просочились в открытую печать, затем ими основательно завладели теософы и антропософы. Не следует думать, что упомянутые легенды - сплошь мистическая выдумка и чепуха. Как раз таки наоборот. Если Платон суммируя все известные к тому времени об Атлантиде, опирался в основном на устную традицию, то в секретных архивах тайных орденов наверняка хранились подлинные документы. К таковым относятся, видимо, и карты эпохи Александра Македонского, которыми пользовался Колумб (абсолютно точно установленный факт!), турецкий адмирал Пири Рейс, известные картографы - отец и сын Меркаторы и французский математик Оронций Финей (на их картах изображены территории, к тому времени еще не открытые, например, Антарктида, Берингов пролив, а также Гиперборея).

Аналогично случилось и со сведениями об утраченной летательной технике древних народов. Атлантиду и Гиперборею постигла одинаковая участь - гибель в пучинах океана. По мнению некоторых античных авторов (например, Аполлодора), оба погибших материка попросту тождественны, Атлант - титан Севера, и всемирный потом также начался "на земле Север", как сказано в одном древнерусском апокрифе. На масонско-теософские сведения о высокой технической развитости Северной цивилизации (включая овладение атомной и лучистой энергией) ориентировался и А.В.Барченко, задумывая свою экспедицию к священному саамскому Сейдозеру в Русской Лапландии. Возможно, он видел и сами документы и рассказывал о них Дзержинскому. А быть может, только намекал, что неплохо было бы всесильной службе безопасности их раздобыть (если, конечно, к тому времени документы давно уже не хранились за семью печатями где-нибудь на Лубянке).

Так или иначе, но сообщения о древней летательной технике (здесь уже безразлично, идет ли речь об атлантах или гиперборейцах), подверглись взыскательной научно-технической экспертизе со стороны серьезных ученых. Один из видных специалистов и пионеров в области воздухоплавания, авиации и космонавтики профессор Николай Алексеевич Рынин (1877-1942) издал в 1928-1932 годах уникальный 9-томник "Межпланетные сообщения", где собрал все доступные к тому времени сведения по истории и предыстроии вопроса. Он же и попытался дать беспристрастную оценку техническим достижениям древних гиперборейских и атлантидских авиаторов.

По теософским данным, первобытные летательные аппараты строились либо из легкого металла, либо из специально обработанного дерева. Они были разных типов и вместимости и могли перевозить по воздуху от 5 до 100 человек. Летали древние аэропланы ночью и днем, в темноте светились. Навигация осуществлялась при помощи визир-компасов. В качестве движущей силы использовалась субатомная энергия громадной мощности. Первобытный самолет состоял из центрального корпуса, боковых крыльев, килей и рулей. Сзади имелось два подвижных сопла, через них вырывались потоки огненной субстанции. Короче, принцип движения летательного аппарата был ракетным. Кроме того, под дном корабля находилось еще восемь сопел, с их помощью обеспечивался вертикальный взлет корабля. Скорость полета достигала 200 км/час [вообще-то это не так уж и много. - В.Д.]. Летали аппараты на высоте 300-400 м [тоже, прямо скажем, не слишком высоко, но зато напоминает современную крылатую ракету. - В.Д.]. Горы не перелетались, а облетались. После светопреставления, в результате которого погибли Арктида и Атлантида (по утверждениям теософов, это произошло в 9564 году до н.э.) часть ее уцелевших жителей перелетела на таких кораблях на другие континенты.

Что еще можно добавить о научных достижениях гиперборейцев? Предположения могут быть самые невероятные, если вспомнить, что, по свидетельству Элиана (2; 26), (а сам он ссылается на авторитет Аристотеля), один из столпов и основоположников европейской да и всей мировой науки - Пифагор - был гиперборейцем и носил соответствующее прозвище. Значит, и уровень гиперборейской науки был никак не ниже Пифагоровых знаний.

Дополнительным доводом в пользу вышесказанного о летательной технике далекого прошлого может послужить и такой факт. Археологов не перестает удивлять обилие так называемых “крылатых предметов”, постоянно находимых в эскимосских могильниках и относимых к самым отдаленным временам истории Арктики. Сделанные из моржового клыка (откуда их поразительная сохранность), эскимосские крылья не вписываются ни в какие каноны и неумолимо наводят на мысль о древних летательных приспособлениях. Производилось математическое моделирование и в результате получилось примерно то же, что и в теософских преданиях. Между прочим, по эскимосским мифам, прародители этого народа когда-то прилетели на Север на железных птицах, которые больно уж напоминают и железную птицу-самолет из эпоса о Гэсэре, и факты из коллекции профессора Рынина.

Схематическое изображение аналогичного "летательного аппарата", процарапанного на валуне неведомым древним инструментом, было обнаружено мной в ходе экспедиции "Гиперборея-98" при обследовании высокогорного саамского святилища над священным Сейдозером. Правда, распростертые крылья (размером 20 х 10 см), прочитываются на рисунке лишь в проекции сверху. В анфас, так сказать, он выглядит каким-то существом из другого мира, за что и был в шутку прозван "инопланетянином". Именно такие крылатые северные символы впоследствии распространились по всему свету и закрепились практически во многих древних культурах: египетской, ассирийской, хеттской, персидской, ацтекской, майя и так - до Полинезии. Ныне парящие крылья как архетип (подсознательная память о заре человечества) стали эмблемой российской авиации и космонавтики.

И всё вновь замкнулось на Севере. Потому что здесь когда-то и возникла сама возможность будущего единения многих, на первый взгляд никак не связанных между собой, феноменов. Об этом прямо пишет Н.К.Рерих в программном трактате "Сердце Азии" (1929). Калачакра и "многое из цикла Гэсэриады", Беловодье и "Чудь подземная", западноевропейский Грааль и русский Китеж, другие закодированные символы и мифологемы - "всё это сошлось в представлении многих веков и народов около великого понятия Шамбалы [выделено мной. - В.Д.]. Так же как и вся громада отдельных фактов и указаний, глубоко очуствованная, если и недосказанная".

Сказанное - не домыслы и не натяжка. Дело в том, что традиционная концепция Шамбалы - всего лишь понятийная трансформация древнейших северных представлений о Белом Острове Шветадвипа, что находится посреди (или вблизи) Молочного (то есть Ледовитого) океана и сопряжен с полярной горой Меру. Перед нами прообраз русского Беловодья, той самой Страны Счастья, где царил Золотой век и жили "люди светлые, сияющие подобно месяцу". Между прочим в акватории Ледовитого океана до сих пор значатся два острова под названием Белый: один входит в состав Шпицбергена, другой расположен вблизи устья Оби. Нелишне также напомнить и о одной "Белой воде" - Белом море.

"Шветадвипа" - древнеиндийский топоним, хотя санскритская лексема "швета" по смыслу и звучанию (с учетом фонетической трансформации "ш" в "с") тождественна русскому слову и понятию "свет". Шветадвипа так и переводится - Страна (Остров) Света. После расщепления некогда единой индоарийской этнической и культурно-языковой общности сложились самостоятельные мифологемы, соответствовавшие, однако, первоначальному "полярному смыслу". У русских это - Беловодье. У древних греков и римлян - Острова Блаженных, что расположены "за Бореем - Северным ветром", то есть в северной части Океана. Острова Блаженных - это тоже Царство Света, где, согласно Пиндару, "под солнцем вечно дни - как ночи и ночи - как дни". На фундаменте подобных архаичных представлений, в конечном счете, сформировалось и понятие Шамбалы. Но вначале были северное Беловодье и арийский остров - Шветадвипа, иногда, как и Шамбала, именуемый Твердыней Света.

Имеется еще один шамбалийский аспект, требующий научного осмысления и истолкования. Речь идет о так называемой "внутренней Шамбале" и каналах ее взаимодействия с Мировой Шамбалой. Во все времена и всеми без исключения Посвященными подчеркивалось: Шамбала - не предметная, а духовная реальность, аккумулирующая в себе всю тысячелетнюю мудрость человечества и не только его одного. В этом смысле Шамбала действительно может представлять некоторую информационно-энергетическую структуру, сопряженную с историей и предысторией человеческого общества и вместе с тем существующую независимо от него. И каждый человек в принципе способен пробудить в себе и развить способности, позволяющие уловить позывные Мировой Шамбалы - разлитого повсюду информационно-энергетического "моря".

Следовательно, Шамбала вполне может быть истолкована как один из сакральных центров концентрации Универсального Знания, равномерно распределенного в различных географических точках планеты, геологически приспособленных к приему информации, поступающей из биосферы Земли, а также ближнего и дальнего Космоса. Но же сколько подобных "шамбал" разбросано и сокрыто по всему миру? В том числе и на Русском Севере. Не они ли, как магнит, притягивали на Кольском полуострове Александра Барченко? А Николая Рериха - на Алтае, в Тибете и Гималаях! Разве не Универсальное Знание в первую очередь пытались они там отыскать?

Так где же все-таки находится это Высшее Знание? Традиционно считается, что в тайных библиотеках-хранилищах труднодоступных монастырей или же в сундуках, упрятанных в горных пещерах или закопанных глубоко под землей. А что если Универсальное знание действительно хранится под землей, но только не в сундуках, а в виде сконцентрированного в соответствии с природными закономерностями энерго-информационного поля. Оно же впитывает и перерабатывает умственные напряжения и достижения человечества, накопленные на протяжении многих тысячелетий. Это и есть та самая духовная Шамбала, которую нельзя увидеть глазами или пощупать руками, но которая в любое время может подпитать или насытить тысячелетней мудростью человечества (и не только его одного) каждого, кто заслужил это праведной жизнью, праведными помыслами и праведными деяниями.

Кстати, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи никогда не отрицали, что большая часть принадлежащих им эзотерических текстов возникла именно таким путем, в том числе и многотомная "Агни Йога". Подобное же происхождение имеют и многие священные тексты христианства, ислама, буддизма, иудаизма, зроастризма и др. И не оттуда ли - всё из того же информационно-полевого источника - черпал Фридрих Шиллер свои вдохновенные видения, прозрения и воспоминания о Золотом веке, в контурах которого проступают очертания Северной Шамбалы:

Где ты, светлый мир? Вернись, воскресни,
Дня земного ласковый расцвет!
Только в небывалом царстве песни
Жив еще твой баснословный след. <...>

Все цветы исчезли, облетая
В жутком вихре северных ветров;
Одного из всех обогащая,
Должен был погибнуть мир Богов. <...>

Да, ушли, и всё, что вдохновенно,
Что прекрасно, унесли с собой, -
Все цветы, всю полноту Вселенной, -
Нам оставив только звук пустой…

Источник
(Данная статья частично опубликована в еженедельнике “Литературная Россия”. 1999. № 33).

Зеркало.com
Зеркало.рф

© 2003-2017 Международный Клуб Учёных
E-mail: info@yperboreia.org