С 2002 по 2006 годы - руководитель отделения «Этнология» МКУ.
Родился в г. Новосибирске. Ученый и писатель; доктор философских наук. Окончил философский ф-т МГУ (1968). Докторская диссертация — Философские принципы русского космизма (1997). С 1968 - на преподавательской работе, с 1981 — на научной, с 1997 — на литературной и экпедиционно-исследовательской. Член Союза писателей России. В последние годы, являясь руководителем научно-поисковой экспедиции Гиперборея, активно занимался изыскательской работой в области истории и предыстории России, результатом чего стали открытия на территории Русского Севера артефактов, связанных с древнейшей цивилизацией, и многочисленные публикации на данную тему. Автор более 100 работ научного, научно-художественного и беллетристического содержания, среди которых 20 книг.
В книгах и статьях, посвященных гиперборейской тематике, отстаивал и развивал полярную концепцию происхождения народов России в контексте истории и предыстории мировой цивилизации. Аргументация основывал на системе доводов, заимствованных из археологии, языкознания, этнографии, мифологии и фольклора, свидетельствующих в пользу существования в древнейшую эпоху на Крайнем Севере (в иных, нежели теперь, климатических условиях) архаичной культуры, традиционно именуемой гиперборейской, которая частично исчезла, а частично растворилась в традициях, обычаях и верованиях современных народов Земли.
О Гиперборейской Традиции
Эта традиция зародилась вместе с мировой историей. Исчезнувшую северную прародину человечества принято называть гиперборейской. Гиперборея (древнегреческая огласовка Yperboreia, от греч. "hyper" - над, сверх, по ту сторону и "boreas" - северный ветер, а вместе - "край за северным ветром Бореем"). Существование погибшей Гипербореи, считавшееся бесспорным фактом с античных времен, в последнее время получило новые
подтверждения на основе комплекса исторических, археологических, этнографических, культурологических, лингвистических, топонимических, этимологических,
мифографических, тектонических, геофизических, палеоклиматических, космопланетарных и других данных.
Некогда на Севере нашей планеты существовала прародина единого человечества, одного языка, праматерь Культуры. Спасаясь от всемирного катаклизма, уцелевшие её обитатели расселились по разным местам Земли, образовав различные народы и языки. В ранних редакциях мифов всех народов об этой стране говорилось как о стране Золотого Века человечества, как о Райской Земле. Эллины называли эту страну Гиперборей.
Перед экспедицией "Гиперборея-97", которая
работала в августе 1997 г. на Кольском полуострове, как раз и стояла прямая
задача - отыскать следы древней Прародины человечества. Почему на Севере? Вроде
бы это противоречит общеизвестным теориям. Нет, не противоречит! Классические
древние цивилизации появились в местах своего пребывания на Ближнем Востоке,
Южной и Восточной Азии в промежуток между 12-м и 2-м тысячелетиями до новой эры.
А до этого прапредки многих из них обитали на Севере, где климат тогда был
совершенно иным.
Главной целью экспедиции "Гиперборея - 2002" было обобщение результатов работы предыдущих экспедиций в районе горы Нинчурт. Для этого необходимо было собрать воедино все находки, проанализировать их и систематизировать. Для этого было решено провести на горе Нинчурт несколько дней. В результате проведенной работы появилась концепция храмового города на горе Нинчурт.
Сколько лет человечеству? Современные ученые, как правило, называют цифру 40 тысяч лет. Отсчёт ведётся с момента появления на Земле кроманьонца. Этот временной интервал отводится человечеству в учебной, научной и справочной литературе. Однако есть и другие цифры, совершенно не вмещающиеся в рамки данного официоза.
400 тысяч лет - такая цифра рассчитана древними историками - халдейскими, египетскими, греческими, а на Россию она спроецирована Ломоносовым. Великого россиянина - уроженца русского Севера - всегда волновало, почему "в северных краях в древние веки великие жары бывали, где слонам родиться и размножаться можно было".
Гиперборея — слово, придуманное эллинами. Чтобы как-то назвать обитателей Крайнего Севера, чьи автохтонные варварские имена ими не признавались, они прозвали их в соответствии с воображаемой границей: за северным ветром — Бореем. Греческое гипер переводится по-разному: над, за, выше, по ту сторону — выбирай, что нравится, но со временем прижилось за Бореем. Гипер + Борей = гипербореи, то есть те, кто живет за Бореем — северным ветром. Отсюда и название северной страны — Гиперборея.
На неизбежный вопрос: причем здесь Гиперборея? — сразу же и отвечаю: потому, что Пифагор при жизни именовался Гиперборейским и даже Аполлоном Гиперборейским. Последнюю версию, кстати, древние авторы приводят со ссылкой на самого Аристотеля, который даже написал не дошедший до нас трактат «О пифагорейцах».
Со времени воинствующих русофобов-норманистов XVIII-XIX веков в исторической литературе насаждается далекая от науки точка зрения.
Согласно ей собственно русская история начинается якобы с призвания варяжских князей, а также с последовавшего вскоре вслед за этим принятием христианства. А до той поры пребывал русский народ, дескать, в диком, варварском состоянии. Или вообще, что славянские племена являются пришлыми на территории, где они обитают в настоящий момент. Укреплению данных, весьма далеких от действительности идей, к сожалению, во многом содействовал Н. М. Карамзин, задавший тон в своей "Истории государства Российского" следующей меланхолической фразой: "Сия великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россиею, в умеренных ее климатах была искони обитаема, но дикими, во глубину невежества погруженными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками".
На первый взгляд название статьи может показаться экстравагантным. Однако оно совсем не случайно и связано с одной давным-давно сформулированной и даже уже изрядно подзабытой теорией полярного происхождения мировой культуры и цивилизации.
У каждого из нас - любого народа и человека - есть не только Родина, но некогда была ещё и Прародина. Поэтому по своим глубинным корням мы - живущие сегодня на разных континентах Земли - объективно братья и сестры, пусть даже двоюродные или троюродные! А наша общая Прародина - Гиперборея.
Гиперборея - древнее название Севера. Точнее, его территорий, известных в античные времена. Собственным (автохтонным) названиям народов тогда особого значения не придавали - варвары они и есть варвары!. Вот и нарекли всех скопом - гиперборейцы.
В античной традиции эпоха титанов получила название Золотого Века – царства счастья, добра, справедливости и изобилия. У русского народа память о Золотом Веке сохранилась в виде сказочного образа Золотого царства – источника богатства, благополучия и процветания. В эллинской Традиции знаменитое описание Золотого века дается Гесиодом.
В память о Золотом Веке справлялись самые веселые праздники древности — дионисии у греков и сатурналии у римлян. Все необузданное веселье рождественских карнавалов, святок, ряжения и колядования с подарками, игрушками, наряжением деревьев (в настоящее время — в основном елки), расцвечением огнями — все это идет от дионисий и сатурналий, а еще раньше — от гиперборейских традиций. Золотой Век титанов и счастливая жизнь гиперборейцев происходили в одно и то же время и на одной и той же северной территории.
Люди хотят знать свою историю. Нет, не ту, про которую пишут в большинстве современных учебников, а про ту, которая была на самом деле.
В 2000 году научно-поисковая экспедиция "Гиперборея" под руководством доктора философских наук В.Н.Демина началась необычайно рано. И уже весной были получены первые результаты. К лету поисковики определились с конкретными маршрутами. Помимо уже знакомой гиперборейской тропы, проложенной по Кольскому полуострову, были выбраны уральское и таймырское направления. Не осталась в стороне и Карелия.
Варяги в Гиперборее? — пожмет плечами иной читатель. Это нечто новое!.
Да ничего нового. Они ведь сами говорили, что после активного участия в событиях формирования российской государственности перешли (где-то перед самым татаро-монгольским нашествием) на службу византийскому двору. Там они составили костяк императорской гвардии, которая насчитывала до шести тысяч человек. И на распросы любознательны греков, откуда, дескать, они варяги взялись, те отвечали по-военному прямо: Из Тулы мы!. Данное свидетельство можно найти в мемуарах византийской принцессы, а впоследствии монахини, Анны Комнины, известных под названием Алексиада.
Некогда единым был не только Праязык, но и Пранарод, который на нем говорил. Оставалось определить, где же тот народ обитал.
Северная концепция всерьез не рассматривалась. Непререкаемой истиной считалась господствующая и поныне "ледниковая теория" и ее вывод, что еще 20-15 тысяч лет назад Север Евразии вплоть до Карпат и Приднепровья был сплошь покрыт материковым льдом, и никакая жизнь на Севере была в принципе невозможна. Под эту "южную" догму вот уже свыше ста лет и подгоняется вся мировая история: ее отсчет для Европы, Азии и Северной Америки начинается где-то с 12-10 тысячелетия до н.э.
По существу ледник сковал саму историю!
Между тем накоплено немало фактов и аргументов, свидетельствующих далеко не в пользу этой абсолютизированной ледниковой концепции. И самое печальное, что многие догматически настроенные теоретики не желают с этими фактами считаться, а предпочитают использовать средства, далекие от науки...
Дословно этноним гирерборейцы означает "те, кто живут за Бореем (Северным ветром)", или просто - "те, кто живут на Севере". О них сообщали многие античные авторы. Один из самых авторитетных ученых Древнего мира - Плиний Старший писал о гиперборейцах, как о реальном древнем народе, жившем у полярного круга, и генетически связанном с эллинами через культ Аполлона Гиперборейского.
"Снежный человек"? А Вдруг сверхсовершенное существо?
О "снежном человеке" многие слышали, но мало кто его видел. Хотя очевидцы есть - я сам знаю нескольких, которым не могу не доверять. Кстати,
в октябре прошлого года в московском Дарвиновском музее состоялся международный симпозиум криптозоологов, посвященный проблеме "снежного человека", точнее - 30-летней годовщине единственной достоверной киносъемки так называемого "реликтового гоминоида", сделанной американцами в Северной Калифорнии. С кинофрагмента, окрещенного "60 секунд, которые потрясли мир", и началась встреча энтузиастов-искателей, приехавших из разных стран.
Крошечный кинофакт у экспертов сомнений не вызывает. Однако сейчас речь пойдет о другом.
Загадочный фотоснимок был сделан в прошлом году в ловозерской тайге. Мурманский журналист Павел Тихоньких сфотографировал учительницу Татьяну Рыжову у подножья горы Куамдеспахк, что нависает над Сейдозером, у реликтовой ели, чьи размеры не могли не впечатлять. Одна из местных газет, опубликовавшая фото, сообщила даже, что это самая большая ель Заполярья, отличающегося, как известно, низкорослой флорой. В газетной публикации, однако, из-за низких полиграфических качеств, не просматривалась одна удивительная деталь, поразившая самих авторов и всех участников экспедиции: после проявки пленки и напечатания фото на заднем плане слева обнаружилась загадочная фигура существа, которое во время фотографирования никто из присутствовавших и в глаза не видел.
С этим непонятным феноменом мы столкнулись впервые — причем в местах, где в прошлом году производились интенсивные поиски. Есть в Ловозерских горах странные участки: на вершинах поросших буйной растительностью гряд вдруг наталкиваешься на поляны-пролысины, на которых ничего не растет. Представьте: вокруг изумрудный мох или, напротив, светлый, как неотбеленное полотно, ягель, внизу — полупроходимые тайга или болота. А здесь — утрамбованные песчаные площадки (одна — до 100 метров в длину и около 20 метров в ширину), усеянные крупными валунами и мелкими булыжниками. Некоторые образуют упорядоченные кругообразные фигуры типа кромлехов, на отдельных камнях — знаки и символы: косые кресты, трезубцы, треугольники, свастики. Обнаружен даже процарапанный примитивный рисунок человекоподобного существа с огромными глазами, в шутку прозванного инопланетянином.
Волны, урча, накатываются на скалистый берег, едва не достигая моих ног. Сквозь стелющийся по воде туман, как на картинах импрессионистов, едва проступают размытые очертания пустынной бухты. Я стою на берегу Баренцева моря, там, оно острым языком Варангского залива (Варангер-фиорда) — точнее Малой Волковской губы — отсекает самую северную полуостровную территорию европейской России от евразийского материка. Варангский залив, омывающий норвежский полуостров Варангер, назван так по имени русских варягов, проживавших здесь с гиперборейских времен. Между прочим, следующий на запад залив именуется Яр-фиордом: первая часть искусственного слова чисто русская и, скорее всего, связана с именем языческого Солнцебога Ярилы. Однако, прошлое здесь теснейшим образом переплетается не только с настоящим, но, возможно также, и с будущим. Ибо еще больше века назад данное место было выбрано для постройки новой столицы России.
Северо-западная часть Кольского полуострова. 31° к востоку от Гринвича. Мы – участники научно-поисковой экспедиции Гиперборея-2004 – располагаем данными почти семидесятилетней давности, основанными на картах и донесениях советско-финской войны о том, что на склонах двуглавой горы Кунчатундра был обнаружен проход под землю и древние убежища. Современный нижегородский художник Андрей Семагин, которому в наследство перешел генеральский архив, попытался даже схематически изобразить объект предстоящих исследований. Правда, времени на полевые изыскания катастрофически мало. Мы планировали двое суток на дорогу туда и обратно и не менее двух дней на поиски. Как всегда, жизнь внесла свои коррективы: добираться в один конец пришлось двое суток, и на гору оставалось только 24 часа.
Александр Македонский – одна из тех исторических личностей, что уже при жизни удостоился пристального и всеобщего внимания как со стороны профессиональных писателей и хронистов, так и со стороны народных масс: в молве и фольклоре они превратили непобедимого пришельца в легендарный, почти что мифический образ. Но именно в устных преданиях запечатлелись такие детали и подробности, которых и в помине нет в исторических хрониках. Можно ли доверять подобным сообщениям? Почему же нет, если учесть, что, по свидетельству Плутарха, сам Александр придавал огромное значение устным и тайным знаниям...
Греки и русские – народы, близкие по генетическим корням и духовному мироощущению; неспроста впоследствии они вновь духовно объединились в православии.
Имя древнегреческого Первобога-титана Крона родственно таким русским словам, как крона (дерева) или корона (от лат. corona — венок). Поэтому изначальный смысл самого имени Крон можно реконструировать как: верховник, венценосец. Одновременно в русском языке прижился и вторичный смысл имени Крона – Хронос-Время. Имя Крона, олицетворяющее им онтологическое и историософское значение времени, сохранилось и в современном слове хроника. Древнее русифицированное его звучание — кроника, где корневая основа крон наличествует в первозданном виде. Термин кроника в различных ее вокализациях был достаточно широко распространен в старинной книжной литературе, где выступал синонимом слова летопись, обозначая исторические своды — в особенности иноязычные и переводные. Из общего корневого гнезда проистекают и другие исконно русские слова: глагол кроить и существительное край, восходящее к тому же к авестийскому karаna — край, сторона (см.: Словарь М.Фасмера).
История возникновения и закрепления Олимпийских культов вполне подтверждает все вышесказанное. Один из поздних античных историков и писателей Павсаний (II в. н.э.) в своем знаменитом труде Описание Эллады (X, 5, 4-10) приводит следующие удивительные подробности появления одного из главных святилищ Древней Греции — храма Аполлона в Дельфах. Сначала здесь появились гиперборейцы, в их числе был и будущий первый дельфийский жрец, у него, по странному совпадению, было славяно-русское имя Олен[ь]. Кстати, имя родоначальника всех древнегреческих племен и единого народа — Эллина также представляет собой грецизированную форму общеиндоевропейского слова олень и близкого ему по смыслу и происхождению слова лань. Олен[ь] – гипербореец и его спутники были направлены в Дельфы Аполлоном. Отсюда напрашивается бесхитростный вывод: сам (будущий) солнцебог в то время был далеко – скорее всего, в Гиперборее, откуда выехало посольство. Став пророком и прорицателем, Олен[ь] воздвиг в Дельфах первый храм: сначала деревянный, похожий на лачугу, — пишет Павсаний (его модель, сделанную из воска и перьев, Аполлон впоследствии пошлет в подарок в Гиперборею), и лишь спустя длительное время, после многих пожаров и разрушений отстроили тот каменный храм, жалкие остатки которого сохранились по сей день.
А что же Дионис – другой любимец Александра Македонского, прозванный, как и сам завоеватель вселенной, Двурогим? Дионис – один из самых поздних Олимпийских богов. К сонму небожителей он был приписан едва ли не самым последним и с трудом вписался в сложившуюся структуру религиозных верований. Пришлый – откуда-то с Севера – бог, насаждавший повсюду безудержное пьянство (его второе, даже более известное, имя – Вакх, древнеримский Бахус) и полную свободу сексуальных отношений, он плохо вписывался в сложившуюся систему античных традиций, к тому же насквозь пронизанных духом патриархальности. А Дионис отдавал предпочтение женщинам, пробуждая в них память о далеком и навсегда утраченном матриархате. Вот они и бродили за Дионисом толпами, возбужденные вином и разными наркотическими снадобьями, но еще больше – распаленные неудовлетворенной сексуальной страстью.
Пряничная кулинарная культура вообще является одной из древнейших в мире и недвусмысленно свидетельствует о... былом единстве всех народов мира, их языков и культур.
В древности да и еще сравнительно недавнее время пряник выполнял гораздо более серьезные функции, нежели сегодня. Действительно, каждый ли знает, откуда пошло это почти что национальное лакомство? Что вообще оно означает? Само слово – откуда взялось?.
Из ведийской мифологии также известны божества, неразрывно связанные как со сменой дня и ночи, с одной стороны, так и с культом меда, с другой. Это – знаменитые Ашвины – братья-близнецы Насатья и Дасра, рожденные от соития Светлого Неба (или Небесного Сияния – Вивасвата) и Солнечной Девы (в одних случаях называют Ушас – Богиню-Зарю, в других вариантах – это Саранью, зачавшая сыновей-близнецов в облике кобылы). По частоте упоминания в гимнах Ригведы Ашвины на четвертом месте после главных ведийских божеств Индры, Агни и Сомы. Это обусловлено тем значением, которое им придавали древние арии, в ту пору обитавшие еще на Севере. По космогоническим представлениям наших прапредков, небесная и солярная иерархия складывалась следующим образом: каждый раз Заря-Ушас рождала из себя Солнце подобно тому, как птица сносила яйцо, и тотчас же вступала со своим детищем в ицестуальный брак. Провозвестниками же утренней и вечерней зорь считались Ашвины, один из них олицетворял грядущий день, другой – приходящую ему на смену ночь. Они скакали по небу в сверкающих колесницах, запряженных птицами (орлами, соколами, лебедями) или же конями, быками, буйволами...
Согласно этим древнеарийским и доарийским представлениям, символом Полярной Отчизны являлась золотая гора Меру, которая возвышалась на Северном полюсе, окруженная семью небесами, где пребывали Небожители и царил Золотой век (отсюда, кстати, русская поговорка: "На седьмом небе" - синоним высшего блаженства). Гора Меру считалась центральной точкой бесконечного Космоса, вокруг нее как мировой оси вращались созвездие Медведицы, Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. В древнерусских апокрифических текстах вселенская гора прозывалась "столпом в Окияне до небес". Апокриф ХIV века "О всей твари" так и гласит: "В Окияне стоит столп, зовется адамантин. Ему же глава до небеси". В полном соответствии с общемировой традицией вселенская гора здесь поименована алмазной (адамант - алмаз, в конечном счете это - коррелят льда: фольклорная стеклянная, хрустальная или алмазная гора означает гору изо льда или покрытую льдом).
В древнеарийской идеологии происхождение вещественного и духовного мира трактуется, как пахтанье первичного океана, из которого появляются и небесные светила (например, Месяц), и некоторые женские божества несравненной красоты (Лакшми, Рамбха, Сура), и другие сакральные животные и предметы, подобно тому, как появляется масло при пахтанье молочных продуктов. Но главная цель этой беспримерной космологической акции было, конечно же, добывание напитка бессмертия - амриты.
В принципе в "Махабхарате" описаны события, известные из древнейших сказаний других народов, кои, вполне естественно, преломлены сквозь призму конкретного этнического мировосприятия. Например, в "Теогонии" Гесиода с теми же подробностями рассказывается о титаномахии - грандиозной битве олимпийских богов во главе с Зевсом против своего отца Крона и его братьев за право быть бессмертными и владычество над миром...
Индоевропейцы знают Огненную птицу в различных обличиях и ипостасях. За тысячелетия самостоятельного этнолингвистического и культурного развития первоначальный образ претерпел значительные изменения. Например, по индуистской традиции, унаследовавшей многие мифологемы их более раннего, ведийского источника, Гаруда (корень все тот же - "гар") - обожествленный Царь птиц и ездовое животное бога Вишну. В "Махабхарате" (I 20) рассказывается, что Гаруда родился, расколов яйцо, без помощи матери, он был огромен, наделен великой силой и наводил ужас на окружающих. Когда Гаруда появился на свет, боги, ослепленные сиянием, приняли его за олицетворение самого солнца. В поэтическом русском переводе чеканные строки великого индийского эпоса звучат так.
Шамбала - таинственная полулегендарная страна, прародина Мудрости, Унивесального знания и Счастья. Однако русский народ пришел к данной мифологеме Золотого века через более близкие и понятные ему образы. Испокон веков русские люди, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих книгочеев, проповедников и просто мечтателей, благословенная страна, сравнимая разве что с земным раем. Разные давались ей названия. Наиболее известна северорусская легенда о Беловодье. Изначально традиция помещала его в районе (акватории) Ледовитого океана. Уже в "Мазуринском летописце" отмечается, что легендарные русские князья Словен и Рус, правившие задолго до Рюрика, "обладали северными землями по всему Поморью: <...> и до реки великой Оби, и до устья Беловодной воды, и эта вода бела, как молоко…" "Молочный оттенок" в древнерусских записях имело все, что относилось к заснеженным просторам Ледовитого океана, который и сам в летописаниях нередко именовался Молочным.