В Карелии на горе Воттoваара любителей эзотерики и просто туристов привлекает знаменитая каменная лестница, расположенная на её вершине и ведущая… в никуда.
| Алексей Михайлович ПОПОВ |
За несколько десятилетий исследований Воттоваары ни один ученый так и не смог предложить логичной версии создания каменных ступеней, пока в начале 2014 года известный карельский этнограф Алексей Михайлович ПОПОВ (на фото) не выдвинул удивительную, подкрепленную древними монастырскими записями, версию создания этой лестницы в никуда.
Алексей, что это за место — Воттоваара?
Гора Воттоваара — самая высокая точка Западно-Карельской возвышенности — 417,3 м над уровнем моря. Около 9 тысяч лет назад в том месте, где сегодня находится Воттоваара, произошло мощное землетрясение, в результате которого образовался гигантский провал. Так в центре горы возник естественный амфитеатр, усеянный небольшими озерами и выступами скал.
Когда гора стала лидером среди аномальных мест Карелии?
Фактически несколько тысячелетий назад. Именно в то время на Воттовааре был создан некий сакральный центр древней цивилизации. В наше время, благодаря публикациям в СМИ, гора превратилась в место активного паломничества последователей самых различных мистических направлений, утверждающих, что Воттоваара — это место средоточия злых сил и мостик в иной мир. На ее вершине, на площади примерно в 6 кв. м, находятся огромные камни прямоугольной формы, кромлехи и около 1 600 камней-сейдов. Камни располагаются преимущественно группами от двух до шести штук. Некоторые из них поставлены на «ножки», то есть уложены на несколько камней поменьше. Это притом, что вес таких камней доходит до трех тонн!
Что такое «сейд»?
Это культовый камень-валун или обломок скалы, искусственный характер выделения которого из окружающей среды полностью очевиден, то есть имеет явные признаки воздействия человека. По мнению ряда исследователей, корень слова «сейд» — очень древний, возможно, он восходит к тому палеолитическому северному праязыку, который отчасти реконструировали отечественные лингвисты.
В легендах кельтов «сейды» — это некие эльфы, ушедшие в иной, волшебный мир через невидимые для людей врата в холмах и горах. Слово «сейд» также означало «тайное знание». Именно в этом значении оно употребляется в древнейшем скандинавском эпосе Старшая Эдда, в сюжете обретения рун богом Одином.
Мне посчастливилось получить интересную информацию от одного человека, который имеет доступ к библиотекам карельских монастырей. Работая с древними манускриптами, он обнаружил описание лестницы на Воттовааре, а также объекта, некогда находившегося на ее вершине. Однако прежде он рассказал мне историю одного священнослужителя, позднее причисленного к лику святых. Только благодаря этому монаху до наших дней дошли сведения об истинном предназначении легендарной каменной лестницы.
Речь идет о Симоне Воломском, основателе Крестовоздвижен-ского монастыря. В молодости будущий святой, появившийся на свет неподалеку от Волоколамска в 1585 году, много путешествовал. Известно, что в поисках места для своей обители он побывал в Новгороде, Ладоге, Кореле, Москве, Вологде и Устюге. В том числе несколько лет он провел в качестве ученика в Соловецком монастыре, а в 1613 году основал собственную обитель в Воломских лесах.
Житие этого святого хорошо известно и не подвергается сомнению. Однако нигде не говорится о путешествии Симона незадолго до принятия пострига в сопровождении отряда новгородских дружинников на Воттоваару. Случилось это в начале XVII века. Как утверждал мой собеседник, много лет проработавший в церковных библиотеках, когда отряд прибыл на гору, то, помимо большого количества сейдов, дружинники обнаружили на горе и ту самую лестницу. А на небольшой площадке, куда вели тринадцать каменных ступеней, Симон вместе с новгородскими дружинниками увидел огромный каменный трон, выдолбленный из цельного куска огромного камня!
Местные саамы уверяли, что трон, как и сейды, был установлен в этих местах представителями некой древней цивилизации. Единственное, что могло косвенно говорить о принадлежности трона, так это надпись, выполненная на его обратной стороне славянской руницей: «Нашим великим потомкам от великих предков». На спинке трона был выполнен рисунок, напоминающий созвездие Большая Медведица. Посчитав трон языческим святилищем, Симон с дружинниками повалили его на бок и скинули с вершины горы. А на обратном пути большинство участников экспедиции погибли от неизвестной болезни.
Что произошло с троном дальше?
— Опрокинутый трон, упав с горы, не разбился, а так и остался лежать у ее основания. Но в середине XX в. археологи его не обнаружили. В то же время хорошо известно, что во время Великой Отечественной войны за эти места шли ожесточенные бои. Всего в нескольких десятках метров от Воттоваары находится Сопка смерти, названная так из-за того, что вся она была перепахана взрывами.
А вот на саму Воттоваару не упало ни одного снаряда. Мало того, гора неоднократно переходила из рук в руки, и каждый раз немцы не стреляли, а пытались взять ее врукопашную! Интересно отметить и то, что брали Воттоваару элитные дивизии СС.
Как они тут оказались?
Загадка. Ведь в этой части Карелии не было ни стратегических объектов, ни полезных ископаемых, лишь памятники языческой старины! Очевидно, именно они и были нужны немцам, жадным до сакральных, обладающих необычными свойствами, святынь. Полгода воевали немцы за Воттоваару, а взяв, наверняка вывезли множество саамских святынь, включая древний трон.
|