Луяврурт - так, кратко и звучно, называют саамы Ловозерский горный массив, кольцом своих хребтов охвативший священное Сейдозеро. Эти горы удивительно красивы в своей завершенной целостности, в своей запредельности по отношению к окрестной плоской лесотундре: сказочной крепостью или руинами циклопического храма кажутся они, когда подходишь к ним с юга, по берегу Умбозера. А если приближаться к Луяврурту с севера или северо-запада, со стороны поселка Ревда, издалека становится видно глубокое ущелье, расколовшее стену гигантской твердыни, будто врата святилища... У порога подземного мира Нас было очень мало - участников экспедиции "Гиперборея-97". И мы разделили свои силы: когда руководитель экспедиции В.Демин вместе с И.Боевым и И.Галкиным отправились по Ловозеру по следам экспедиции А.Барченко, я начал свой путь из Ревды - к горе Аллуайв, к врезанным в ее отроги циркам Раслака. Валерий Демин предположил, что там могут скрываться пещеры, подобные той, которую обнаружил Барченко. Дело в том, что несколько лет назад исследователь Севера А.Рыков высказывал мнение, что именно цирки Раслака могли в прошлом восприниматься саамами как вход в подземный мир. Сразу скажу, что мне не удалось найти "настоящих" пещер - таких, как та, что видна на снимке, сделанном экспедицией Барченко. Хотя не исключено, что есть они в этих цирках - таятся за нетающим фирном, который заполняет глубокие трещины в их скальных стенах. Эти трещины нешироки: провалившиеся в них глыбы вполне могли где-то застрять и образовать нечто вроде свода пещеры - конечно, не очень глубокой. А вот что касается входа в подземный мир... Действительно могли так восприниматься трещины в скальных обрывах - мрачные и величественные, уходящие в недра гор. Да и сами цирки Раслака выглядят как сотворенные природой храмы. Особенно Восточный цирк: он меньше и компактнее Западного - почти правильной формы амфитеатр; да к тому же у входа в этот цирк, прямо посередине узкой лощины, возвышается необычный останец. Когда присмотришься к нему, видно, что это полуразрушенный утес; но на первый взгляд он очень напоминает вознесенную на небольшой холм группу стоячих камней -менгиров. Некоторые стоят прямо, другие наклонились... Настоящий нерукотворный Стоунхендж! Почиталась ли эта удивительная скала как сейд? Очень возможно. И вполне допустимо предположить, что сами цирки у подножия Аллуайв (а не только расщелины в их стенах) некогда считались чем-то наподобие храмов, посвященных богам подземного мира или отмечающих вход в этот мир. Цирки расположены на северо-западе Луяврурта, а на северо-западе соседних Хибин, которые тоже являют собой кольцевой горный массив, чья сакральная география, видимо, схожа с ловозерской, - на северо-западе Хибин находится Юмьечорр, - "Гора мертвых", рассеченная мрачным ущельем. Кстати, саамский корень "юм", связанный со смертью, весьма напоминает санскритское имя древнеиндийского бога Ямы - бога загробного мира... Все эти умозаключения косвенно подтверждаются еще одним обстоятельством, которое становится очевидным не сразу, но лишь тогда, когда отмеряешь не один десяток километров по вершинным нагорьям Луяврурта. Все они почти безжизненны: на высоте 800-900 метров над уровнем моря в заполярных горах уже начинается зона арктической пустыни. Но разница все-таки есть: на одних и тех же высотах в северо-западной части Луяврурта, над цирками Раслака, действительно тянется дикая каменистая пустыня с редкими пятнами мхов, а совсем рядом, восточнее, за ущельем Эльморайок, картина совершенно иная. Здесь уже - не обитель смерти здесь будто какая-то незримая животворная сила поддерживает среди каменных глыб, но вовсе не умирающую тундровую растительность, хотя и не образующую сплошной покров. Гора Чертога Брачного Туда и лежал мой путь - к необычайно живому для таких высот вершинному плато горы Карнасурта, мимо священного родника и маленького, волшебно цветущего луга среди каменных осыпей перевала Эльморайок. Глубоко значительно само название горы Карнасурта - "Гора Ворона". Мифологический цикл Ворона (и бога-мироустроителя, и культурного героя) признан одной из важнейших особенностей палеоазиатской культурной традиции (северо-востока Сибири), а также духовного наследия индейских народов северной части Американского материка. Так может быть, этот образ - примета палеоарктической, северной гиперборейской культуры? Вполне возможно, что святыни этой палеоарктической культуры - хотя и нерукотворные - находятся неподалеку от Карнасурты, на плосковершинном горном хребте, который протянулся на восток от нее, севернее Сейдозера. Плавно переходят друг в друга слагающие этот хребет горы - туманный Сэлсурт, где довелось мне полдня блуждать в облаках, под дождем вперемешку с мокрым снегом (в августе!), Куэтнючорр, Кемесьпахкчорр. Последняя в этом ряду, самая восточная гора Вавнбед отделяется от прочих довольно глубокой долиной. Неожиданности начинаются на этом хребте уже с Карнасурты. В юго-восточной части ее вершинного плато, там, где оно поднимается, незаметно смыкаясь с такой же сглаженной вершиной горы Эльморайок, среди россыпей каменных глыб прослеживаются плиточные могилы - подобные тем, что сохранились во многих местах Кольского полуострова. Да, но все эти древние некрополи расположены на берегах морей, озер или рек - там, где есть источники пищи и дрова для костра, а здесь, на высотах, и снег-то сходит всего месяца на два, да и то не полностью... Но так было не всегда. Несколько тысяч лет назад, по палеоклиматологии, средняя температура января на Кольском полуострове не опускалась ниже нуля. Возможно, тогда и в горах были места, пригодные для жизни? Скажем, здесь, неподалеку от некрополя, близ истоков реки Светлой, где даже теперь скудная растительность на берегах небольшого озера в состоянии прокормить встреченное мною заячье семейство. Есть неподалеку от озера и ровная не нарушаемая мощными потоками талых вод площадка: может быть место древнего поселения? Впрочем, люди могли и не жить на вершинных плато (хотя саамские легенды о чуди, ушедшей "в скалы" - на горы? - как будто об этом свидетельствуют). На высотах могли хоронить шаманов, жрецов. Возможно, именно такой греческий некрополь сохранится на плато между горами Куэтнючорр и Кемесьпахкчорр - приточные могилы и невысокие курганчики из валунов, напоминающие могильник на берегу Белого моря, у тоневой избы Великие Юрики (могильник был открыт в 1930-е годы московским историком А.Никитиным). Здесь же, наверху, могилы расположены на изумительно красивом нагорье, что вытянулось точно на восток, плавно вздымаясь к двум группам скал - древних, полуразрушенных, похожих издали на руины эльфийских твердынь из книг Толкиена. Как осмысливали эти волшебные скалы далекие предки нынешних Лапландцев? Вспоминается толкования западных эзотернков-традиционалистов: священные скалы - именно необработанные скалы - это символ Великой Богини-Матери, ее сокровенного лона, рожающего мир. И ведь до до сих пор палеоазиатские народы северо-востока Сибири называют перевалах "камень-мать". Может быть, и палеоарктические жители Луяврурта именно так воспринимали нерукотворное святилище на горе Кемесьпахкчорр? Сама природа возвела эти твердыни строго к востоку от сумрачных цирков Раслака; если там, в обители смерти. Солнце уходило в подземный мир, то здесь, на востоке, оно возрождалось, выходя из скальных "врат неба" - из лона Великой Матери. Очень похожие образы были знакомы солнечным мистериям Египта. И, возможно, как в Египте, здесь считалось, что усопший отождествляется с Солнцем и тоже воскресает вместе с ним. А название горы Кемесьпахкчорр? Саамы перевели его И.Боеву как "Гора Соития" (употребив, правда, более простое слово). Может быть, это ключ к пониманию древних мистерий Севера? Гора Чертога Брачного, где свершается таинство воскресения Солнца, человека и мира. И ведь отголоски обрядов с примерно таким символическим смыслом дошли по крайней мере до начала ХХ века: об этом слышал А.Никитин, много работавший на Кольском Севере... Галерея, ведущая в небо Итак, в гигантском храме горного массива Луяврурт наметилось нечто вполне определенное и глубоко сакральное - как бы один из я храмовых приделов или престолов, расположенный в северной части Ловозерских гор. Но может быть, есть тут и другие "сакральные оси"? Скажем, направление северо-запад - юго-восток, намоченное ущельем Эльморайок. Если мысленно продолжить контур этого ущелья, линия пересечет священное Сейдозеро и пройдет через гору Нинчурт. А ее название переводится как "Женская грудь". Опять указание на образ Великой Богини, на новые святилища? Да, именно на горе Нинчурт были сделаны удивительные (хотя еще не совсем понятные) открытия. Об этом я узнал, когда присоединился к основной группе участников экспедиции на берегу Сейдозера. Находки на горе Нинчурт сделал Игорь Боев. А потом мы вместе с ним еще раз поднялись наверх, чтобы более подробно все осмотреть. Величественные руины на горе Нинчурт ошеломляют, потому что сразу чувствуешь: это ИНОЕ! Иное по отношению к известным культурам евразийского Севера. Строители беломорских лабиринтов могли, например, соорудить каменный ящик-могилу на вершине невысокого прибрежного холма, но уж никак не обсерваторию в безжизненном высокогорье. ...Наклонный коридор пятнадцатиметровой длины, вырубленный в скалах, наполовину заваленный обломками нетолстых плит; возможно, это остатки рухнувшего перекрытия. В нижней части коридора - могучий скальный выступ, безупречно прямоугольный, на нем вырублен вертикальный желоб длиной почти в человеческий рост и шириной около 10 сантиметров; боковые края желоба скошены наружу, образуя четкий трапециевидный профиль. Верхний конец коридора заканчивается выступом поменьше, с более коротким желобком-"пропилом" на нем. Есть "пропилы" и на стенах коридора. Могут спросить: а почему я называю это обсерваторией? Ось коридора ведет в небо - почти над самой линией горизонта, который здесь образован краем вершинного нагорья. Азимут коридора - несколько более 120 градусов; вдоль него можно было смотреть на северо-запад, наблюдая заход небесных светил за гору Нинчурт. Или же в противоположном направлении - на юго-восток. Неизгладимое впечатление производит коридор обсерватории. Сейчас он завален примерно на половину своей длины, но сохранившиеся участки стен, местами смятые, разорванные подвижками скальных пластов, запечатлели тысячелетнюю работу стихий, пытавшихся стереть с лика гор творения человеческих рук. Возможно, этого не произошло потому, что создатели обсерватории предельно гармонично "вписали" ее в древние скалы, выбрав место, где направление трещин в горных породах соответствовало замыслу людей. И блоки камня из коридора, по-видимому, вынимали вдоль этих трещин - может быть, потому, что свято чтили именно необработанную, "дикую", "дивью" скалу - пожалуй, самый древний символ Великой Богини-Матери, ее лона, порождающего. Может быть, рукотворна и эта величественная ступенчатая галерея? Она направлена точно на "обсерваторию"... Четыре ступени над пропастью Священный колодец, разрушенный еще более сильно, чем обсерватория, сейчас отделен от нее провалом. Он, впрочем, не слишком глубок; в него ниспадает маленький водопад - начало безымянного ручья. Вполне возможно, что во времена гиперборейские не было тут ни ручья, ни пропасти: такое впечатление, что нынешний контур горы Нинчурт властно снивелировал древние руины, сжалившись лишь над тем, что было врублено в толщу скал. Колодец невелик, его кубичный объем примерно равен одному кубометру. Уцелела, в сущности, лишь одна стенка этого куба. В ней - четыре крутых ступени; их края скруглены, сглажены - будто их бессчетное число раз касались человеческие руки. Вторая стенка расколота и смещена подвижками пород, от третьей сохранилось что-то вроде нижней ступеньки, а за остатками четвертой, поросшими мхом,- крутой склон, уходящий к водопаду. О чем свидетельствует этот колодец? Возможно, число его ступеней, четыре, играло особую роль - как у северо-американских индейцев, чью культуру некоторые исследователи возводят к гиперборейским истокам. Да и само наличие колодца может указывать на одну вполне определенную концепцию творения мира, согласно которой из первичных вод, из влажного и темного хаоса некогда поднялась изначальная Гора, священный Центр Мира, а на Горе родилось божественное Солнце... Звезда серебристых лучей В горах к северу от Сейдозера, разыскивая творения древних, я стал свидетелем непостижимого явления: из центра радуги, вознесшейся над горами около 9 часов вечера, исторглись снопы серебристых лучей, подобных тем, что струятся от Солнца, скрытого облаками. Но тут лучи исходили от земли, где-то недалеко от Сейдозера! Их источник был за горами, а когда радуга отодвинулась вдаль, он вроде бы поднялся над землей и стал незрим. Лишь лучи струились по всему небу. Но какое отношение это имеет к святилищу в горах? Дело в том, что, заметив положение радуги, я довольно точно определил по карте направление на источник чудесных лучей. И получилось 127 градусов по отношению к меридиану - почти тот же угол, под которым сориентирована обсерватория! А на следующий день, с совсем другой горы, при иной облачности и без радуги я вновь увидел те же лучи. И направление на их источник было тем же самым. Так что же наблюдали в обсерватории? Звезду серебристых лучей? А может быть. Луну - ее затмения, ее заход? Не исключено, что и то, и другое небесное знамение воспринималось гипербореями как теофания - явление Божества. И, вероятнее всего, это была богиня, древняя Владычица морских глубин и воздушных просторов. Матерь всей дикой, "дивьей" природы - та, чьи крылатые фигурки найдены на Урале и в святилищах заполярного острова Вайгач, та Морская Царица, что являлась русским поморам, зимовавшим на Крайнем Севере... Услышать голос Гипербореи И вот мы вновь в Ловозеро. Нас теперь гораздо больше: в состав экспедиции "Гиперборея-98" вошли профессиональные археологи, геодезисты, геологи, биологи... Главная цель - гора Нинчурт. Та самая, где в прошлом году были обнаружены вертикальные "пропилы" на поверхности скал - всего их было найдено несколько десятков, и все вблизи загадочной обсерватории или в ней самой. Некоторые "пропилы" напоминают огамические письмена, магические знаки древних кельтов. Мы были почти уверены в том, что открыли письмена, которые много старше египетских иероглифов! Тогда, в августе 97-го, копируя знаки на стенах полуразрушенной скальной галереи, работая в сплошных облаках, опустившихся на горы, промокшие и окоченевшие, мы с Игорем Боевым не сомневались в своей удаче. А потом мы узнали, что похожую форму имеют геологические "бороздовые пробы". Наши знаки - это вертикальные, 10-сантиметровой ширины "пропилы" на скалах, иногда с небольшими "отростками" справа и слева. И геологи вырубают бороздки примерно такой же ширины, хотя делают это на расстоянии в сотни метров, а наши знаки следуют друг за другом с метровым интервалом, и их очень много. Да и делать "отростки" геологам вроде бы ни к чему. И вот в июле 1998-го мы вновь на той же горе Нинчурт, над священным темно-бирюзовым Сейдозером, которое теперь не скрыто за белой влажной пеленой. В нашей группе - археолог Александр Прохоров, геодезист и фотограф Игорь Георгиевский. В районе "галереи знаков", ведущей на вершинное нагорье, и расположенной поблизости скальной "обсерватории" нам удалось найти много нового. Но главное - появились свидетельства в пользу глубокой древности найденных нами знаков: мы обнаружили валун, вымытый из склона горы,- скатанную продолговатую глыбу около метра длиной, претерпевшую вековые мытарства в бурных потоках талых вод, а скорее всего и в толще ледника. Одна сторона глыбы осталась почти плоской, и эту плоскость пересекал точно такой же "пропил", как на стенах "обсерватории" и в "галерее знаков"! Причем поверхность внутри "пропила" выглядела не менее древней, чем сам валун. А потом наш археолог осмотрел "пропилы" в "обсерватории" и уверенно сказал: "Нет, это не геологические пробы, а скорее архитектурно-стилистические элементы, наподобие "глухих окон" в зодчестве Древнего Шумера. Конечно, нужны дальнейшие исследования, раскопки..." Если простые вертикальные "пропилы" - это архитектурные элементы, то, по законам древнего искусства, они должны были иметь и символическое значение. А "пропилы" с ответвлениями могли, наверное, помимо всего прочего, быть и своего рода буквами. Так не прочитать ли послание "галереи знаков"? Может быть, это весть той самой Гипербореи, о которой знали древние эллины, которую искал в начале нашего века Александр Барченко... Итак, на правой, неплохо сохранившейся стороне "галереи знаков" - 19 начертаний. Тринадцать из них - простые вертикальные "пропилы"; у шести остальных от "стандартной" вертикальной черты вправо и влево отходят небольшие горизонтальные отростки (сантиметров по пять длиной). Левая сторона галереи сильно разрушена и утопает в нетающем снежнике; здесь удалось найти всего лишь два простых "пропила". Каков же смысл этих начертаний? Вертикальный стержень с отростками - это, как известно, основа огамической письменности древних кельтов, священные знаки их жрецов, друидов. Есть основания полагать, что некогда Беломорье и кельтский мир были родственны по культуре. Так, может быть, мы обнаружили гиперборейские истоки огамического письма? В алфавите друидов - свыше 30 знаков; максимальное количество ответвлений от друима, вертикального стержня, равно пяти. Но и знаки в нашей "галерее" имеют не более пяти отростков! Правда, у нас всего три вида знаков: отростки вправо, влево и черты, пересекающие друим. Этих знаков хватает максимум на 15 букв; впрочем, гипербореи могли не записывать гласные. А что можно сказать относительно согласных? Тут на помощь опять приходит кельтская традиция (кстати, именно ее некоторые исследователи возводят к гиперборейским корням). Древнейшим наследием кельтской культуры многие считают друидическую астрологию, перечень из тринадцати деревьев-символов. Начальные буквы их имен образуют ряд из тринадцати согласных. Но они ли начертаны в "галерее знаков"? Теперь поступим так: изобразим наши знаки в традиционном друидическом порядке и поставим им в соответствие начальные буквы "древесных имен" кельтской астрологии. И прочитаем надпись с горы Нинчурт. В каком направлении? Пожалуй, "снизу вверх" по "галерее знаков": по ней могли, например, подниматься на вершину для наблюдений за небом. А направление для чтения знаков на каждом друиме - как у кельтов: слева направо и снизу вверх: Но как все-таки быть с гласными? Попробуем использовать достижения лингвистов, которые в XX веке реконструировали сотни корней бореального ("северного") праязыка, уходящего в глубины древнекаменного века; лучше всего эти корни сохранились в санскрите, в славянских и балтских языках, в языках народов Кавказа - заповедника древних традиций. А теперь слушайте: Дали | дэлаваба | Та на | манаба | Туле | дэлавега! |
"Дала" - имя верховного божества в вайнахской мифологии Кавказа (где, кстати, знали и символ лабиринта, такой же, как на Русском Севере). "Вабить"- призывать (полузабытое русское слово). "Тана" - на санскрите "потомство" (в русском этот корень уцелел в форме "тянуть", то есть продолжать). "Манас"- санскритское слово "ум, дух". Туле, Тула - дошедшее до нас через античную традицию название священного центра Гипербореи. Корень "вег" в санскрите - "стремиться". И, наконец, имя той, к кому обращена эта молитва,- Дали, богиня-охотница, владычица зверей и стихии, ведомая ныне лишь Кавказу, но вполне соответствующая (по описаниям сванских легенд) облику Великой Оленьей Владычицы северных народов или Морской Царицы, которая являлась русским поморам, зимовавшим на Шпицбергене... Дали боговоззванная | Да одухотворит сынов | Тулы богоустремленной! |
Облаченная в белые ризы, златокудрая Дали была одновременно богиней Луны. Цикл лунных затмений повторяется через 19 лет - и в "галерее знаков" на горе Нинчурт именно 19 начертаний. А Диодор Сицилийский писал, что божество является в Гиперборее раз в 19 лет... Из каких глубин времени пришло это северное молитвословие? Если судить о возрасте "культуры пропилов" по новонайденному валуну, то он вполне может быть фрагментом какого-то сооружения, нацело разрушенного, снесенного еще древними ледниками. Но тогда речь идет о десятках тысячелетий...
|