На главную страницу сайта

   МЕЩЕРА ГИПЕРБОРЕЙСКАЯ

Речь пойдёт об одном из самых «периферийных» (но оттого не менее загадочных) регионов нашей карты. Заповедник «Мещера» находится уже за административными границами Московии – в примыкающем к ней Гусь-Хрустальном районе Владимирской области, причем на самой окраине этого лесного и малонаселённого района. Именно здесь на нашей карте обозначено анамальное место, где, по данным С.И. Каленикина, в процессе работы над картой встречаются квадратные в сечении деревья; здесь вот уже четверть века краеведы безуспешно ищут ставшие почти легендарными мегалиты урочища Шушмор – многометровой высоты сооружения из валунов. Начиная с 2001 года, некоторые члены авторского коллектива, работавшие над картой (включая и участников экспедиции «Гиперборея», вместе с её руководителем В.Н. Деминым), прокладывали свои маршруты и по мещерским лесам. Результаты получены если и не сенсационные, но весьма любопытные. Прежде всего (особенно это бросилось в глаза «гиперборейцам»), - сам характер здешней природы удивительно напоминает то, что можно увидеть далеко на Севере, где-нибудь у Белого моря. На возвышенных местах заповедника «Мещера» растут такие же, как на Севере, «прозрачные», светлые леса – из редких невысоких сосен, под которыми нет травы, только кустики тёмно-зелёного вереска с крошечными сиреневыми цветами да бледно-зелёные подушки ягеля.

Да, здесь великолепно чувствует себя настоящий ягель, «олений мох» - основа биологического цикла всей северной природы, включая человека! Конечно, сейчас этот цикл нарушен, но ведь ещё совсем недавно, в середине ХIХ века, в здешних краях, в Волго-Окском междуречье, вплоть до Нижнего Новгорода, действительно жил северный олень (эти данные привёл в своём очерке в «Науке и религии» №10 за 2001 год писатель и этнограф Севера А.С. Старостин). Получается, что в Мещере удивительным образом сохранились (пусть лишь островками) ландшафт той (гиперборейской?) эпохи, когда на всей Русской равнине преобладала холодолюбивая флора. Только здешние ягельники растут не на скалах, а на белопесчаных дюнах, где нет ни валунов, ни даже небольших камушков.

Это ещё одна, не столь броская, но важная особенность заповедника «Мещера»: здесь почти нигде нет того, что в современной науке именуется ледниковыми отложениями. Однако, согласно общепринятым концепциям, они здесь быть должны; разве что ледник каким-то образом обошёл это место, ставшее тем, что биологи назвали словом «рефугиум» - «убежище» для доледниковых форм жизни. На это обращает внимание, в частности, мурманский геолог В.Г. Чувардинский: он говорит, что если верна академическая теория четвертичного оледенения Русской равнины, то получается что ледник «перескочил» через Мещеру, оставив свои отложения севернее и южнее её (о своей оригинальной палеогеографической модели четвертичного периода В. Чувардинский расскажет в одном из ближайших номеров).

Так или иначе, выходит, что Мещера – поистине заповедник, где на протяжении десятков тысяч лет жизнь не нарушалась вторжениями ледникового щита. Тогда понятно, почему в этих местах попадаются квадратные деревья: среди палеонтологов существует точка зрения, что это не просто некие аномалии, но очень древние, реликтовые формы растительности (кстати, среди окаменелостей Московии в самом деле попадаются почти квадратные в сечении обломки веточек, ещё каменноугольного периода). Одну квадратную берёзу автору этих сток всё-таки удалось отыскать здесь (на севере заповедника в 2001 году): дерево с обычной кроной, но до высоты нижних трёх-четырёх метров похожее на мощный отёсанный брус, одетый корой.

А что же мегалиты Шушмора? Пока удалось установить (В.Н. Демину в прошлом году), что урочище Шушмор – это долина небольшой лесной речки (не обозначенной ни на одной карте!), которая в засушливые годы полностью пересыхает. «Швецова Стража», фигурирующая в рассказах о мегалитах Шушмора, - болотистая низинка, где течёт ручей, приток Шушмора. А маршруты прошлого и нынешнего годов доказали, что валуны на берегах Шушмора и в самом деле встречаются, - не в пример прочим здешним местам. А значит, могли здесь быть и валунные святилища.

Так что круг поисков сужается. Тем более, что само слово «Шушмор», если истолковывать его на угро-финнской (марийской) основе, означает «курган у реки». Хотя не исключено, что какой-то древний угро-финский народ (меря?, мурома?), зная о валунном святилище у речки, истолковал таким образом некое созвучное, ещё более старое. Гиперборейское? Ведь археологам известно, что с глубочайшей древности и вплоть до эпохи новокаменного века, отстоящей от нас на 5-6 тысяч лет, здешнее население входило в единую общность родственных культур, протянувшуюся отсюда в «пределы» гиперборейские: на север к Ледовитому океану и на восток – вплоть до Чукотки и Крайнего Севера Америки. Так что мещерские леса могут скрывать не только реликтовую флору тех незапамятных времён, но и творения человеческой культуры…

Е. ЛАЗАРЕВ

Top.Mail.Ru

© 2003-2024, Международный Клуб Учёных
E-mail: info@yperboreia.ru

Яндекс.Метрика