первая часть статьи
В 1901 году организованная под эгидой Русского Географического Общества экспедиция барона Э.В. Толя своей целью ставит нахождение загадочной Земли Санникова (Гипербореи). Яхта «Заря» достигла района её предполагаемого местонахождения, однако, пробиться в район таинственных северных земель мешали льды. Весной1902 года Толь с 3-мя спутниками пешком по льду отправился на поиски земли, лежавшей как им казалось севернее острова Беннета. К сожалению, никто из этой группы не вернулся назад, все ее участники бесследно исчезли на просторах Арктики. Спасательной экспедиции 1903 года удалось найти лагерь, откуда вышел Толь на поиски неизвестной земли. Его экспедицию много и безрезультатно искали, и лишь в конце XX-го века удалось напасть на следы последнего из лагерей отважных полярников.
Рис 1.9. Карта Ловозерских тундр
В 1922 году на Кольский полуостров в Ловозерье из Санкт-Петербурга отправилась странная экспедиция А.В. Барченко, искавшая, как полагают многие, Гиперборею. Об этой экспедиции за последние десять лет много писалось в периодике и книгах, поэтому нет особой необходимости повторять достаточно известные факты. Однако авторам этих строк, после анализа всего доступного материала, связанного с деятельностью Барченко, в том числе учитывая его работу у академика Бехтерева в институте мозга и Спецотделе ОГПУ, не без основания кажется, что он искал отнюдь не Гиперборею, а особые психофизические феномены, используемые в древней саамской магии.
Известно, что ОГПУ, в лице его Спецотдела, активно интересовалось феноменами, связанными с воздействием на массовое сознание людей. Саамские колдуны-нойды во времена средневековья весьма ценились в Европе и их зачастую выписывали к себе августейшие особы. Древнее колдовство напрямую связано с магическими камнями: идолами - сейдами - менгирами, поэтому экспедиция Барченко занималась заодно и описанием встречаемых мегалитических культовых объектов. В документах экспедиции часто упоминается описание «Старика»
Рис 1.10. Изображение Куйвы на горе Куйвчорр (Ловозерские тундры)
«Куйвы», 70-ти метрового наскального изображения «человека» раскинувшего руки крестом на обрыве горы Куйвчоррр. (Рис 1.10). После возвращения, чтобы отвлечь любопытных от истинных целей экспедиции, и была выдумана история с нахождением в Ловозерских тундрах Гипербореи, а в качестве доказательств представлены описанные мегалитические артефакты. Выдумка удалась и как дымовой завесой надолго прикрыла все, связанное с деятельностью А.В. Барченко, одновременно «прописав» Гиперборею в окрестностях Сейдозера.
Тем не менее, научные работы в направлении определения ареалов Северной Прародины продолжались. Исследуя древний эпос индоевропейских народов, античные мифы и предания славян, опираясь на данные археологии, академик Б.А. Рыбаков независимо от своих коллег в СССР и за рубежом обработав и обобщив все известные на тот момент историко-географические данные о Гиперборее, поместил ее на северо-востоке Евразии.
Рис 1.11. Главный водораздел северных и южных рек Восточной Европы
В наше время, существенный вклад в дальнейшее определение местонахождения Северной прародины внесла, проработавшая долгое время на Вологодчине историк и этнолог, к.и.н. С.В Жарникова. На основе анализа собранного этнографического и исторического материала, изучения античного, арийско-славянского и древнеиндийского эпоса, сопоставления современной топонимики Северо-Запада России с топонимикой старинных преданий и древних картографов, Жарникова локализовала Гиперборею, как Прародину индоарийских народов, в пространстве, ограниченном с севера и юга Белым Морем и Северными Увалами, а с востока и запада Уральскими горами и Скандинавским полуостровом.
На Рис.1.11. приведена карта предполагаемого расположения Гипербореи, локализованная С.В. Жарниковой.
Большую работу по изучению природного, культурного и исторического наследия Севера вот уже в течение второго десятилетия проводит, под руководством П.В. Боярского, Морская Арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Российского научно-исследовательского института культуры. Не взирая на официальное отсутствие задач, связанных с Гипербореей, её вклад в изучение культурного наследия северных островов трудно переоценить. Отчеты экспедиционных работ и книги МАКЭ несут в себе огромное количество информации, так или иначе свидетельствующей о давней заселенности Севера. Эти сведения могут быть исключительно полезными при поиске следов «Северной Прародины». На Рис.1.12 и 1.13, показаны некоторые из объектов исследований и находки МАКЭ.
Рис 1.12. Мыс Болванский Нос о. Вайгач.
Рис. 1.13. Находки со святилища Сиртя Сале.
|