Отмеченная нами связь между символизмом сердца и символизмом "Яйца
Мира" подводит нас в вопросе "второго рождения" к новому
аспекту. Этот аспект рассматривает "второе рождение" как рождение
духовного принципа в центре человеческой индивидуальности, а эта индивидуальность
в целом и символизируется, как известно, сердцем. На самом деле, духовный
принцип всегда пребывает в центре всякого существа, но в случае обычного
человека, он наличествует в скрытом состоянии, а когда речь идет о "рождении",
то под этим понимают отправную точку явственного и действенного развития.
Вот эта отправная точка и предопределяется или, по меньшей мере, становится
возможной благодаря инициации. С одной стороны, духовное влияние, передаваемое
в ходе инициации, отождествляется с самим этим наличествующим духовным
принципом. С другой стороны, если учитывать, что этот духовный принцип
уже заведомо наличествует в существе, инициация "оживляет" его
("оживляет" не для него самого, но в отношении существа, в центре
которого он пребывает). Иными словами, инициация делает "действительным"
присутствие этого принципа, который без этого оставался бы только "возможным".
Символизм рождения может применяться и в первом и во втором значении.
Теперь следует уяснить, что в силу аналогии, существующей между "макрокосмом"
и "микрокосмом", то, что называют "Яйцом Мира" (едва
ли надо специально указывать на то, что яйцо естественным образом связано
с рождением, с началом жизни нового существа), на самом деле, строго тождественно
символическому содержанию сердца(1): речь идет
о духовном "зародыше", который на макрокосмическом уровне соответствует
реальности, называемой индуистской традицией "хираньягарбха"(2).
Этот "зародыш", в отношение мира, в центре которого он находится,
и есть собственно примордиальный Аватара(3).
Однако место рождения Аватара, как и той реальности, которая соответствует
ему на макрокосмическом уровне, изображается в виде сердца, отождествляемого
в данном случае с "пещерой", а инициатический символизм "пещеры"(4)
слишком объемен для того, чтобы развить его здесь. Все это ясно выражено
в текстах, подобных следующему: "Знай, что Агни, который является
основой вечного (принципиального) мира, и посредством которого, этого мира
можно достичь, скрывается в пещере (сердца)"(5).
Могут возразить, что в данном случае, как и во многих других, Аватарой
назван Агни, но в "Мировое Яйцо" был помещен не Агни, а Брахма,
чтобы родится из него как Хираньягарбха, по этой причине само "Мировой
Яйцо" и названо "брахманда". На это можно ответить следующее:
помимо того, различные имена на самом деле описывают лишь различные божественные
аспекты или атрибуты, которые, естественно, неразрывно связаны друг с другом,
и отнюдь не являются раздельными "сущностями", в более узком
смысле хираньягарбха считается принципом световой, а следовательно, огненной
природы(6), а значит "золотой зародыш"
тождественен самому Агни(7).
Переходя теперь к макрокосмическому уровню, напомним об аналогии между
пинда, тонким семенем индивидуального существа, и Брахмандой ("Яйцом
Мира")(8). Но пинда, будучи постоянным
и неразрушимым "семенем" существа, отождествляется в свою очередь
с "ядром бессмертия", называемым в еврейской традиции "luz"(9).
Конечно, в большинстве случаев нахождение luz в человеческом организме
указывается в иных местах, нежели сердце, или иными словами, хотя такую
"локализацию" в человеческом теле и нельзя исключить вовсе, она
не является, безусловно, самой распространенной. Но что касается "второго
рождения", то именно luz неизменно упоминается в этом контексте. Что
же касается этих "локализаций", связанных с индуистской доктриной
чакр или тонких центром человеческого существа, то они могут меняться в
зависимости от состояний или фаз духовного развития этого существа, которые
соответствуют действительным фазам реализованной инициации: в основании
позвоночника luz пребывает в состоянии "сна", т.е. у обычных
существ; в сердце он расположен в начальной стадии развития, т.е. в стадии
"второго рождения" или "произрастания"; на месте "третьего
глаза" он находится в состоянии совершенствования человеческого существа,
т.е. в после его реинтеграции в "примордиальное состояние"; и
наконец, на макушке головы - в период перехода в сверхиндивидуальным состояниям,
который должен в конечном счете привести к "Высшему Тождеству".
Мы не можем более настаивать на исследовании этих символов, которые связаны,
в свою очередь, с цепочкой других символов и т.д., так как это лучше сделать
в отдельной книге. Здесь же мы хотели высказать лишь самые общие соображения,
а разбор символов был привлечен лишь в качестве "иллюстраций".
В заключение скажем лишь, что инициация как "второе рождение"
на самом деле является "актуализацией" в человеческом существе
того принципа, который в рамках универсального проявления проявляется как
"Вечный Аватара".
(1) Другой символ, который столь же синонимичен
сердцу, как и яйцо, - это плод, в центре которого семя и есть та реальность, о
которой здесь идет речь. В каббале это семя обозначается буквой "йод",
которая в еврейском алфавите рассматривается как принцип всех остальных букв.
- Р.Г.
(2) "Золотой зародыш" санскр. - А.Д.
(3) Здесь речь идет не об особенных Аватарах, проявляющих себя
в ходе различных циклических периодов, но о том, что в действительности изначально
является началом всех Аватар, подобно тому, как в исламской традиции Er-Ruh el-muhammadiyah
("Дух Мухаммада") является началом всех пророческих манифестаций, и
этот же принцип лежит в основе всего творения. - Напомним, что слово "аватара"
обозначает как раз "спуск" принципа в область манифестации, а с другой
стороны, выражение "зародыш" во многих библейских текстах применяется
к Мессии. - Р.Г.
(4) В высшей степени интересное развитие символизм пещеры получил
в исследованиях Германа Вирта. Он возводит его к графическому начертанию примордиальной
руны UR, которая изначально была образом дугообразного движения солнца над точкой
Юга перед зимним солнцестоянием (началом арктической ночи) и после него (концом
арктическою ночи), как эти сезонные события видятся на крайнем севере, где согласно
Вирту (равно как и Генону) находился изначальный континент Гиперборея. Эти две
дуги два символа UR обозначали изначально точку самого зимнего солнцестояния,
Юла, который рассматривался как главный сакральный и инициатический праздник,
давший начало всему существующему символизму, всем ритуалам, мифам и доктринам
Традиции. Юл и его символизм имел самое прямое отношение и к теме Аватара, так
как именно в этот миг, в сердце, середине зимы и тьмы рождался Новый Свет как
циклическое откровение Вечности. Пещера-UR есть вместе с тем графическое изображение
горы, и у Генона, в "Царе Мира" также исследуется связь "горы"
и "пещеры" в связи с местопребыванием Шакраварти и подземной страны.
Эта подземная страна также имеет прямое отношение к зимнему солнцестоянию, так
как календарная модель года в гиперборейском комплексе связывалась с тремя регионами
пространства, где зима относилась к "подземному миру". Интересно заметить,
что в русском языке слово "пещера" происходит от глагола "печь",
"жарить", а значит и здесь налицо связь с огненным началом. Поразительным
образом, шумерское название "огня" - UR. Этот же корень мы встречаем
в названии древних божеств греков - Уран и индусов Варуна. В графическом смысле
"дуга" UR может быть понята как "небесный свод", отсюда связь
иероглифа UR с богами неба. Будучи перевернутой, руна UR дает иероглиф Чаши, которая
также имеет отношение к сердечному символизму (см. Рене Генон "Царь Мира"),
примордиальному Центру и т.д. Индийский Варуна, часто выступающий в паре с Агни,
является богом Воды, что тесно связано, в свою очередь с символизмом чаши. Агни
(бог Огня) и Варуна могут быть рассмотрены как мифологическое развитие двух солнечных
полярных дуг. Варуна - дуга перед Юлом, Агни - после Юла. Иногда в древнейших
пещерных рисунках и символах, а также в протоиероглифах, посленовогодняя дуга
изображается с лучами - это Агни. Герман Вирт считает, что древние рисунки в пещерах
были помещены там не случайно, но в соответствии с самим символизмом пещеры.
В ином значении "пещера" есть знак утробы, земли, ночи, матери. Это
снова, на сей раз с иной стороны, соответствует символизму "рождения".
Важно отметить также библейский сюжет о пещере Макпела, где Авраам похоронил Сару.
Название "Макпела" на иврите означает "двойная", т.е. - два
UR, "две горы" или "две пещеры", две дуги перед зимнем солнцестоянием
и после него. В этой пещере по преданию Авраам увидел Адама и Еву, т.е. первых
людей, так как зимнее солнцестояние - точка Истока. Здесь же находится "вход
в рай", что точно соответствует "центральности" этого пространственно-временного
символа. Эти же два UR ("две горы") изображаются традиционно в иконописных
сюжетах. (См. А.Дугин "Метафизика Благой Вести", М., 1996). К этой же
парадигме восходит и две масонские колонны - Иакин и Боаз.
Инициация, "рождение Аватара", происходит между "двух гор",
в "пещере" ("в двойной пещере" и т.д.) Подробнее см. А.Дугин
"Гиперборейская теория", М. 1994 - А.Д.
(5) Katha Upanishad, 1 Valli, shruti 14. - Р.Г.
(6) Огонь (теджас) содержит в себе два взаимодополняющих аспекта
- тепло и свет. - Р.Г.
(7) По этой причине, равно как и из-за центрального положения
хираньягарбха, есть все основания отождествить его с солнцем. - Р.Г.
(8) Yatha pinda tatha Brahmanda. - Р.Г.
(9) См. "Царь Мира". Можно заметить также, что отождествление
"второго рождения" с посадкой семени luz напоминает описание инициатического
процесса в даосизме, где он назван "прививкой бессмертия". - Р.Г.
|