В эпоху своего арийского бытия Дионис-Вакх являлся божеством меда – и сладкого лакомства, и хмельного напитка. У Овидия в «Фастах» (3, 727 и посл.) подробно изложены события тех архаичных времен, смещенных в пространстве и во времени, когда, по словам римского поэта-изгнанника мед был открыт и дарован людям Вакхом-Либером:
Шел меж сатирами он с побережья песчаного Гебра <…>
Громко кимвалов его звон раздавался кругом.
Стаи неведомых тут насекомых на шум прилетели,
Пчелы то были: на звук меди несутся они.
Тотчас же рой их собрал и в полом дупле заключил их
Либер, и был за труды желтый наградою мед.
Только сатиры и лысый старик отведали меда,
Сотов искать золотых стали повсюду в лесу.
Роя Силен услыхал жужжание в вязе дуплистом,
Соты увидел в дупле и притаился старик.
Ехал лентяй на осле, который сгибался под ношей;
Вот он его прислонил к вязу, где было дупло,
Сам же встал на осла, на ствол опираясь ветвистый,
И ненасытной рукой мед потащил из дупла.
Тысячи шершней летят и, на череп его обнаженный
Тучей нещадною сев, жалят курносого в лоб.
Падает он кувырком, под копыта осла попадает
И, созывая своих, кличет на помощь себе.
Все тут сатиры бегут и над вздутою рожей отцовской
Громко хохочут, а он еле встает, охромев.
С ними хохочет и бог, старику велит смазаться тиной;
И, повинуясь, Силен грязью марает лицо.
Либеру мед по душе, и поэтому мы запекаем
С медом ему пироги как изобретшему мед <…>*
Овидий приурочивает свое стихотворное повествование к описанию уже упоминавшегося выше древнеримскому празднеству Либералий (16 марта), когда римские матроны не только, теряя всякий стыд, предавались безудержному разгулу, но еще и пекли в честь Диониса-Вакха-Либера медовое печение – либу, которое можно считать прадедушкой русских пряников. Пряничная кулинарная культура вообще является одной из древнейших в мире и недвусмысленно свидетельствует о былом единстве всех народов мира, их языков и культур. В древности да и еще сравнительно недавнее время пряник выполнял гораздо более серьезные функции, нежели сегодня. Действительно, каждый ли знает, откуда пошло это почти что национальное лакомство? Что вообще оно означает? Само слово – откуда взялось? Обычно его этимологию связывают с понятием «пряность»: подсыпали, дескать, в тесто перец-корицу — вот и пряник получился. Ну, до чего же у нас ученый люд наивный: прянику на роду — многие тысячи лет, а мода на пряности в Европе расцвела лишь с эпохой Крестовых походов и Великих географических открытий, на Руси же — и того позже. Стоили заморские приправы долгое время баснословно дорого — не до баловства народу, который тем не менее испокон веков привык всласть лакомиться заветной выпечкой.
Ключ к объяснению, как всегда, подсказывает Словарь Владимира Даля. Читаем: «На другой день свадьбы молодые идут на поклон к родителям невесты с пряником». Заметьте, только к родителям невесты, но не жениха. Что сие означает? А то, что свадебная пряничная традиция имеет глубокие архаичные корни и восходит ко временам матриархата, когда женская сторона играла главенствующую роль. Сколько лет обычаю — столько лет и прянику (счет при этом идет на десятки и сотни тысячелетий). Так что оставим в покое «пряности» и обратимся к более надежным вещам.
Пряников по рецептам изготовления, всяческим добавкам и формам выпечки существует великое множество. Особенно популярны повсюду печатные пряники. Они изготавливаются с помощью специальных досок, с вырезанными на них различными фигурами и узорами, которые и отпечатываются на пряничном тесте. После выпечки получается настоящее произведение искусства, его подчас даже жалко есть. Старинные русские пряничные доски демонстрируются во многих краеведческих музеях. В Калужском краеведческом музее собрана уникальная коллекция пряничных досок почти за два века их изготовления; некоторые достигают внушительных, чуть ли не двухметровых размеров. В художественном музее-заповеднике Талашкино, что под Смоленском, экспонируется старинная доска для печатания свадебных пряников. Замысловатый узор на ней – не просто украшение, перед нами в символической форме изображена целая Вселенная – древнейшее представление русского народа о Мироздании и его основе – Женском начале. Говоря словами известной русской былине, перед нами «вся красота поднебесная». Такие символически обобщенные картины Мироздания часто изображались на шаманских бубнах. Возраст русской пряничной космологической доски (а они имеются в экспозициях и других музеев России) – около двухсот лет, но таинство орнамента — в резьбе ли, в вышивке или в кружевах – пришло из глубины веков и всегда передавалось из поколения в поколение.
Самый знаменитый пряник – тульский: он так же знаменит, как тульский самовар – только на много тысячелетий старше. Тульский пряник запечатлел в себе великую тайну гиперборейской старины. Профессор Тульского педагогического университета Владимир Николаевич Назаров читает для студентов спецкурс по эзотерике Окского региона и Тульского края, пользующийся колоссальным успехом. Он-то и навел меня на мысль (за что выражаю свою искреннюю признательность) о древнеарийском происхождении русского слова «пряник». Его этимология коренится в древнейшем индоевропейском корне, хорошо известном из йогической практики под названием прана. Гипотеза вполне правомерная, ее можно развивать и дальше.
Система дыхательных упражнений в йоге, как известно, называется пранаяма, однако санскритское слово прана имеет несколько смыслов: не только «дыхание», но и «ветер», и «жизненный ток». Древний корень и первичный смысл отчасти сохранялись еще недавно в русском слове «прание» («парение»): в одном из Азбуковников XVII века оно объяснялось как «по воздуху летение». Таким образом, если выводить лексему «пряник» из его общеарийского словесного первоисточника, то по первоначальному смыслу оно означает саму Жизнь! Это и не удивительно, если учесть, какую роль играл пряник в ритуальной свадебной практике. Его сакральный символизм обеспечен и другими смысловыми нюансами древнеарийского корня. Так, почти исчезнувшее из современного обихода исконно русское слово «пряжение» (помните, песенку Колобка, который «в масле пряжон»?) означает «жаренье» и связано с понятием «жара» — не только в смысле огня в очаге, но и в смысле пламени души и жара любви.
«Пряжение» созвучно с другим смыслозначимым термином — «прядение» (первоначально они наверняка были тождественными). Процесс прядения ассоциировался у многих народов мира с образом Небесной пряхи. По древнейшим представлениям индоевропейцев, человеческое бытие — не что иное, как нить жизни, которую прядет богиня Судьбы. У славянских народов ее называли Девой судьбы, считалось, что их несколько, как минимум три: одна отвечает за рождение, другая оберегает на протяжении жизни, третья обрезает жизненную нить, что означает смерть. Таким образом, реконструируя первоначальное значение, получим: «прана» — «жизнь» («дыхание»), «пряжа» — «судьба», «пряник» — символ жизни и судьбы. Именно в таком смысле и использовался пряник в ритуале русской свадьбы.
Итак, оказывается, история и география гораздо более богата и обширна, чем принято считать. И ведийские параллели – всего лишь начало в углубленном понимании этого вопроса. По сей день в Германии устраиваются настоящие пряничные фестивали. Но пряники существовали в Древнем Египте и Древнем Риме в виде ритуальных медовых лепешек. Такой лепешкой, к примеру, Эней, спускаясь в Подземное царство, умилостивил трехглавого пса Цербера. Древние ацтеки во время праздника в честь кровавого бога войны Уицилопочтли вылепливали и выпекали из медового теста его изображения различной величины – несомненный коррелят фигурного пряника.
Настоящий культ пряников существует в Китае, он связан с архаичной традицией поклонения луне, почему и пряники, если точно перевести соответствующее китайское слово, именуются здесь «лунниками». Массовая выпечка пряников и выполнение всех полагающихся древних ритуалов приурочивается к одному из самых чтимых и любимых во все времена жителями Поднебесной Праздника середины осени, приуроченному к осеннему равноденствию и окончанию уборки урожая. В старину для выпечки ритуального лакомства изготавливались из особых твердых древесных пород резные пряничные доски. Принципиально они мало чем отличались от традиционных русских пряничных досок. У китайцев также были распространены и гигантские пряничные доски, так напоминающие русские, (диаметр коих доходил до одного–двух метров) для выпечки особых огромных пряников. Согласно древнейшим китайским канонам, внутрь пряников запекался яичный желток, символизировавший луну. Постепенно кулинарное искусство совершенствовалось. Ныне выдумка и фантазия китайских мастеров-пряничников до сих пор не знает предела. Если русские печатные пряники традиционно начинялись повидлом, то китайцы добавляют в начинку всё, что угодно – бобы и зелень, свинину и рыбу. Скажут, небось: какие же это пряники – настоящие пирожки. Нет, не пирожки, которые жарят и пекут по особой технологии; у пряников же свой рецепт – древнейший и «лунный».
В.Н.Дёмин, доктор философских наук
* Овидий. Фасты // Элегии и малые поэмы. М., 1973. С. 298–299.
|